Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2-2018 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.14
УДК: 378.937
ББК: 74.480.26
Л.Р. Салаватулина ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность решения ситуационных задач как способа моделирования профессиональной деятельности будущих педагогов, представлен обзор основных идей исследователей ситуационной задачи и процесса ее решения. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию подготовки будущих педагогов и формирования их профессиональных компетенций на основе решения ситуационных задач.

Материалы и методы. В статье обобщен опыт проектирования содержания образовательного процесса на основе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов. В ходе исследования были использованы методы анализа научной литературы по проблеме исследования, применены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов.

Результаты. Авторами представлена сущностная характеристика ситуационных задач; выявлены группы задач, обладающие дидактическим потенциалом. Разработана модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач.

Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные и методические аспекты использования ситуационных задач в профессиональной подготовке будущего педагога. Акцентируется внимание на функциональных возможностях решения профессиональных задач.

Заключение. Делается вывод, что разработанная модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач будет способствовать освоению новых образцов профессиональной деятельности и создаст условия для эффективного формирования педагогической компетентности.

Ключевые слова

ситуационная задача, компетентность, профессиональные компетенции, решение ситуационных задач, подготовка будущих педагогов, педагогическая ситуация, моделирование профессиональной деятельности

Основные положения
  • Выделены сущностные характеристики ситуационной задачи, а также группы задач, обладающие дидактическим потенциалом.
  • Предложена модель подготовки педагогов к решению профессиональных ситуационных задач.
  • Обозначены организационные и методические аспекты использования ситуационных задач в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов.
  • Разработаны учебно-методические материалы по использованию ситуационных задач в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин.
Цитировать публикацию

Салаватулина, Л.Р.  Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов [Текст] / Л.Р. Салаватулина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2-2018. — С. 138-147. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.14.

Библиографический список
  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. – 4-е изд. – М.: ЛОГОС, 2012. – 192 с.
  2. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя [Текст] / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика, 2016. – 120 с.
  3. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. – М.: ЛОГОС, 2012. – 272 с.
  4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 2012. – 207 с.
  5. Альбрехт, Н.В. Компетентностный подход в образовательных технологиях при преподавании иностранного языка [Текст] / Н.В. Альбрехт // Акмеология профессионального образования: материалы 13-й Всерос. науч.-практ. конф., 17–18 марта 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. – С. 204–208.
  6. Соколова, Ю.В. Профессиональное саморазвитие учителя в процессе разрешения стихийно возникающих педагогических ситуаций [Текст] / Ю.В. Соколова, Г.В. Палаткина // Человек и образование. – 2011. – № 3 (28). – С. 103–108.
  7. Трубицина, Е.И. Профессионально-диагностическая деятельность учителя физики [Текст] / Е.И. Трубицина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №9-4 (51). – С. 90–92.
  8. Языкова, Н.В. Об исследовательской деятельности учителя иностранного языка средней школы [Текст] / Н.В. Языкова // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 3. – С. 81–84.
  9. Аванесов, В.С. Формы тестовых заданий [Текст] / В.С. Аванесов. – М.: Центр тестирования, 2005. – 155 с.
  10. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся [Текст] / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. – М.: КАРО, 2008. – 96 с.
  11.  Касаткина, Н.С. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми [Текст] / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 9. – С. 43–48.
  12. Салаватулина, Л.Р. Особенности организации процесса обучения в высшей школе на основе кейс-метода [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. – Челябинск: Изд-во Юж.-Уральский гос. гуман.-пед. ун-т, 2017. – С. 230–232.
  13. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017) Developing competitive vocational training teachers’ professionally significant qualities of: dynamics of the process. Espacios. 38 (40), 34. Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384034.html (Accessed 12 January 2018).
  14. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the evaluating the potential of the regional pedagogical universities on the basis of benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 12 January 2018).
  15. Немудрая, Е.Ю. Готовность к инновационной деятельности как условие успешной профессиональной социализации выпускников педагогического вуза [Текст] / Е.Ю. Немудрая // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск, 2018. – С. 165–167.
  16. Сластенин, В.А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании [Текст] / В.А. Сластенин, П.В. Лепин, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 4. – С. 28–32.
  17. Альтшулер, Г.С. Найти идею: в едение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшулер. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. – 400 с.
  18. Шеромова, Т.С. Ситуационные задачи исторического характера: структура и специфика использования в аспекте метапредметности [Текст] / Т.С. Шеромова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 159–160.
  19. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 3–12.
  20. Фролов, А.А. Алгоритмизированный подход к проблемному обучению осознанной деятельности [Текст] / А.А. Фролов, Ю.Н. Фролова // Образование и наука. – 2008. – № 8 (56). – С. 96–104.
  21. Овченкова, О.Ю. Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов [Текст] / О.Ю. Овченкова, И.В. Рубанова, Л.А. Богданова // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – Т. 26. – Вып. 1. – С. 93–104.
  22. Салаватулина, Л.Р. Фонд оценочных средств самостоятельной работы студентов творческого типа [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Тенденции развития психологии, педагогики и образования. – Казань: ИЦРОН, 2017. – С. 42–45.