Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2-2018 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.05
УДК: 378.14:902.9(07)
ББК: 74.480.28:63.2р30
С.А. Василенко ORCID
доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Средства оценки результатов обучения студентов в рамках преподавания курса «Вспомогательные исторические дисциплины»
Аннотация

Введение. В статье представлен обзор различных вариантов оценочных средств, предложенных в работах современных исследователей. Цель статьи – представить результаты исследовательской работы по формированию и оценке сформированности компетенций бакалавров, будущих учителей истории, в рамках дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины».

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме разработки и внедрения фондов оценочных средств в современный образовательный процесс в вузах, педагогический эксперимент, анализ динамики успешности прохождения студентами промежуточной аттестации.

Результаты. Были предложены такие продуктивные оценочные средства по оценке компетенций студентов по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины», как практико-ориентированные задания (выполнение характеристики исторического документа, чтение палеографических текстов, перевод исторических дат и метрологических сведений на современные системы летоисчисления и метрологии, анализ гербов, имен и названий), комплексный анализ исторического источника, проекты. Организация работы с помощью предложенных нами оценочных средств способствовала положительной динамике результатов промежуточной аттестации по дисциплине.

Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение продуктивно-ориентированных оценочных средств требует перестройки не только оценочной деятельности преподавателя, но и самого процесса формирования компетенций. Продуктивный характер оценочных средств требует изменения процесса обучения, усиления его практической, творческой направленности.

Заключение. Делается вывод о том, что предложенные оценочные средства отличаются такими характеристиками, как продуктивный характер, практико-ориентированная направленность, междисциплинарность, творческий характер. Организация работы с помощью предложенных нами оценочных средств способствовала положительной динамике результатов промежуточной аттестации по дисциплине.

Ключевые слова

компетентностный подход, компетенция, оценочные средства

Основные положения
  • Определена структура фонда оценочных средств сформированности компетенций бакалавров, будущих учителей истории.
  • Представлено авторское видение не только оценочной деятельности преподавателя, но и самого процесса формирования компетенций.
  • Представлен анализ динамики результатов промежуточной аттестации по дисциплине.
Цитировать публикацию

Василенко, С.А.  Средства оценки результатов обучения студентов в рамках преподавания курса «Вспомогательные исторические дисциплины» [Текст] / С.А. Василенко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2-2018. — С. 50-59. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.05.

Библиографический список
  1. Гитман, Е.К. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине [Текст] / Е.К. Гитман, М.К. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. – 2016. – № 8–9. – С. 74–83.
  2. Зак, Г.Г. Становление, развитие и модернизация высшего специального (дефектологического) образования в России: исторический анализ [Текст] / Г.Г. Зак, Д.Я Зак // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 8. – С. 59–69.
  3. Исаева, Т.Е. Оценочная компетенция вузовского преподавателя: содержание и смысл [Текст] // Высшее образование в России. – 2014. – № 10. – С. 106–112.
  4. Федотова, А.Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированности компетенции [Текст] / А.Д. Федотова // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2013. – № 6 (53). – С. 117–124.
  5. Антюхов, А.В. Разработка фонда оценочных средств в контексте ФГОС ВПО [Текст] / А.В. Антюхов, Н.В. Фомин // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 112–117.
  6. Rooch, A.A , Junker, P.B , Hдrterich, J.C , Hackl, K.B (2016) Linking mathematics with engineering applications at an early stage – implementation, experimental set-up and evaluation of a pilot project. European Journal of Engineering Education. 41 (2), 172–191. DOI: 10.1080/03043797.2015.1056095
  7. Shibata, J.A , Okuhara, K.B , Mohri, S.A , Shiode, S.C (2016) A study on teaching methods of mathematics subject in the faculty of Economics ICIC Express Letters. 10 (2), 363–369.
  8. Болтунова, Л.М. Типология оценочных средств, предназначенных для оценки компетенций [Текст] / Л.М. Болтунова, И.Н. Емельянова // Педагогическое образование в России. – 2014. – №11. – С. 84–87.
  9. Караваева, Е.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения [Текст] / Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №18 (156). – С. 155–162. 
  10. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий [Текст]: методическое пособие / Н.И. Анисимова, В.В. Барабанов, В.Н. Бредихин и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 179 с.
  11. Смирнов, Я.Ю. Оценочные средства правовых компетенций студентов бакалавриата // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 3(29). – С. 323–326.
  12. Mongkuo M., Lucas N., Walsh K. (2013) Initial Validation of Collegiate Learning Assessment Performance Task Diagnostic Instrument for Historically Black Colleges and Universities. British Journal of Education, Society & Behavioural Science. Vol. 3, Issue 3, 282–299. DOI: 10.9734/BJESBS/2013/5005.
  13. Минин, М.Г. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ [Текст] / М.Г.  Минин, Е.А. Муратова, Н.С. Михайлова // Высшее образование в России. – 2011. – № 5. – С. 112–118.
  14. Кручинин, М.В. Формирование правовой компетенции студентов вуза с использованием метода проектов в условиях информатизации высшего профессионального образования [Текст] / М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. – 2014. – №1 (16). – С. 107–111.
  15. Дамир, С.Х. Формирование социокультурной компетенции студентов-лингвистов в условиях модернизации российского образования [Текст] / С.Х. Дамир // Новые технологии. – 2011. – №  1. – С. 168–171.
  16. Раздобарова, М.Н. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации профессионального образования [Текст] / М.Н. Раздобарова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 121–123.
  17. Левандовская, Н.В. Разработка и формирование фонда оценочных средств в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку (Авиационный английский язык) [Текст] / Н.В. Левандовская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №3-2. – С. 59–62.
  18. Коваленко, Е.С. Оценка уровня формирования профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики [Текст] / Е.С. Коваленко, Н.М. Кузуб // Вестник Иркутского государственного университета. – 2015. – №11 (106). – С. 327–329.
  19. Христолюбова, Л.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» [Текст] / Л.В. Христолюбова // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 50–55.
  20. Баева, Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология [Текст] / Ю.В. Баева // Вестник Томского государственного педагогического университетата. – 2012. – № 2. – С. 117–120.
  21. Горобец, Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология [Текст] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. – № 2. – С. 112–128.
  22. Курылёв, А.С. Проектирование как основа формирования и оценки компетенций студентов [Текст] / А.С. Курылев, М.Д. Ильязова, В.Л. Битюк // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2010. – № 2. – С. 112–116.