Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2-2018 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.24
УДК: 152.4:372.2:378
ББК: 88:74.100.551:74.480
Н.В. Маркина ORCID
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-методического сопровождения обучения одаренных детей, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.А. Рыбакова ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития дошкольного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Экзистенциально-психологические аспекты готовности педагогов к вовлечению одаренных дошкольников в творческую деятельность
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность обращения к возможностям экзистенциальной психологии и психосемантики при изучении готовности педагогов дошкольного образования к вовлечению музыкально одаренных дошкольников в творческую деятельность. Цель статьи – представить результаты эмпирического исследования психологических аспектов личности педагогов, ориентированных на работу с творчески одаренными детьми дошкольного возраста. Исследование осуществлено среди музыкальных руководителей –- слушателей курсов повышения квалификации.  

Материалы и методы. В исследовании использован анализ научной литературы, посвященной проблемам развития детской одарённости и профессиогенеза педагогов, а также психодиагностические опросники и методы статистической обработки данных.

Результаты. Обнаружены неадекватность представлений о творчестве у педагогов и частичное несовпадение образа музыкально одаренного дошкольника в их восприятии с характеристиками музыкальной одаренности, обозначенными в работах Б.М. Теплова. Обнаружена взаимосвязь между уровнем развития «творческой состоятельности» и такой характеристикой личностного выбора педагогов, как «рефлексия сложности внутреннего мира». Обнаружено, что чем чаще педагог позитивно оценивает свою ответственность в профессиональном поведении, тем выше его самооценка реализованности своего творческого потенциала.

Обсуждение. Обоснована необходимость обращения к психосемантическим и экзистенциально-психологическим аспектам развития готовности педагогов к вовлечению в творчество одаренных дошкольников.

Заключение. Делается вывод о том, что результаты эмпирического исследования могут быть положены в основу создания образовательной программы дополнительного профессионального образования педагогов, ориентированных на работу с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова

психология одарённости, образ одаренного дошкольника, готовность педагога к вовлечению ребенка в творческую деятельность, творческая состоятельность, личностный выбор, тип ответственности

Основные положения
  • определены новые аспекты в изучении готовности педагогов к вовлечению детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
  • эмпирически проверена возможность обращения к психосемантическим и экзи­стенциально-психологическим аспектам готовности педагогов к развитию творчески одаренных дошкольников.
  • изложены результаты эмпирического исследования образа музыкально одаренного дошкольника и взаимосвязи творческой состоятельности с экзистенциально-психологическими свойствами педагогов, ориентированных на работу с одаренными дошкольниками.
Цитировать публикацию

Маркина, Н.В.  Экзистенциально-психологические аспекты готовности педагогов к вовлечению одаренных дошкольников в творческую деятельность [Текст] / Н.В. Маркина, Е.А. Рыбакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2-2018. — С. 232-242. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.24.

Библиографический список
  1. Лэнгле, А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии [Текст] / А. Лэнгле //  Экзистенциальный анализ. – 2009. – № 1.– С. 7–28.
  2. Кривцова, С.В. Периодизация развития самости от рождения до семи лет: экзистенциальный анализ [Текст] / С.В. Кривцова // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С.   29–45.
  3. Мелик-Пашаев, А.А. Одаренность как норма и призвание [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 70–82.
  4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
  5. Истомина, С.М. К вопросу о педагогической импровизации [Текст] / С.М. Истомина // Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посв. 65-летию ШГПИ. – Шадринск, ШГПИ, 2004. – С. 37–39.
  6. Художественное творчество и ребенок [Текст]: коллективная монография / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.
  7. Кудрявцев, В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Детский сад: от теории к практике. – 2011. – № 3. – С. 12–21.
  8. Погодина, С.В. Творческое развитие дошкольников в теориях и концепциях [Текст] / С.В. Погодина // Научный поиск. – 2013. – № 4. – С. 83–92.
  9. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – М.: Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, 1998. – 29 с.
  10. Маркина, Н.В. Взаимосвязь профессиональной востребованности педагогов и их жизненных сценариев в контексте профессиогенеза [Текст] / Н.В. Маркина, Э.Р. Крамская, Ю.Г. Ма­ковецкая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 147–155. 
  11. Боровкова, Е.Г. Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации на учебном занятии  Текст / Е.Г. Боровкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 2(31). – С. 92–100.
  12. Почтарева, Е.Ю. Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности Текст / Е.Ю. Почтарева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2016. – № 3(28). – С. 40–47.
  13. Рыбакова, Е.А. Педагогические условия привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности [Текст] / Е.А. Рыбакова // Наука и школа. – 2013. – № 2. – С. 144–147.
  14. Маркина, Н.В. Образа одаренного ребенка в восприятии учителя [Текст] / Н.В. Маркина, Ю.Г. Маковецкая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. – 2016. – №  (26). – С. 61–66.
  15. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст]: монография  / Е.Ю. Артемьева. – М.: Смысл, 1999. – 350 с.
  16. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии [Текст]: коллективная монография  / под ред. Д.Н. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 556 с.
  17. Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса) [Текст]: монография / В.Л. Ситников. – СПб.: Химиздат, 2001. – 288 с.
  18. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? [Текст]: монография / С.В. Максимова. – М.: Академический проект, 2006. – 224 с.
  19. Грязева-Добшинская В.Г. Типология личностного выбора жизненного пути»: описание методики и результаты психометрической проверки [Текст] / В.Г. Грязева-Добшинская, А.С. Мальцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2016. – № 2. – С. 14–21. – DOI: 10.14529/psy160202.
  20. Дементий, Л.И. Ответственность: типология и личностные основания [Текст]: учебное пособие / Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2001. – 191 с.
  21. Мелик-Пашаев, А.А. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. – 1981. – № 2. – С. 49–53.
  22. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности [Текст]: монография / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты XXI века, 2004. – 493 с.