Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.22
УДК: 159:373.6
ББК: 88.41:74.47
В.И. Долгова ORCID
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю.А. Рокицкая ORCID
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
К.А. Балакина ORCID
магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Моделирование процесса развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа
Аннотация

Введение. Обсуждаемая проблема отличается исключительной актуальностью, поскольку именно от профессионального самоопределения студентов зависит формирование восприятия мира, выбор жизненной позиции и плана действия молодых людей.

Цель исследования – разработать модель процессов развития профессионального самоопределениястудентов педагогического колледжа.

Материалы и методы. Использованы методы моделирования и целеполагания; методики «Опросник для определения профессиональной готовности (ОПГ)» Л.Н. Кабардовой, «Изучение факторов привлекательности профессии» модифицированный вариант методики И. Кузьминой, А. Реана, тест-опрос на устойчивость и продуманность профотбора.

Результаты. Проведен анализ процессов развития профессионального самоопределения студентов и построено «Дерево целей» как результат исследования иерархии взаимосвязанных и взаимообусловленных целей. Системное целеполагание позволило разработать модель процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа. Построение модели в соответствии с поставленными целями обеспечивает социальную направленность профессионального самоопределения студентов. В коррекционной работе использовались преимущественно групповые формы взаимодействия. Аналитический компонент модели представлен оценкой эффективности коррекционных действий, прогнозом и планированием дальнейшей деятельности.

Обсуждение. Прогноз и планирование деятельности по развитию профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа предпринимали и другие авторы, новизна же нашего исследования состоит именно в предварительном моделировании названного процесса.

Заключение. Для успешного профессионального определения студентов необходимо использовать методы моделирования, способствующие последовательной, пролонгированной деятельности всех субъектов исследуемого педагогического процесса.

Ключевые слова

профессиональное самоопределение, студенты, цель, «Дерево целей», модель, программа, этап

Основные положения
  • проведен анализ процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
  • выявлены особенности целеполагания процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
  • построена модель процесса развития профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа.
  • обоснована необходимость применения методов моделирования в процессе развития профессионального самоопределения у студентов.
Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  Моделирование процесса развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа [Текст] / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, К.А. Балакина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 213-221. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.22.

Библиографический список
  1. Fatoki O. (2014) The Personal Values of University Students. South Africa Mediterranean Journal of Social Sciences. 5(23), 758–763. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n23p758
  2. Hart W., Adams J., Burton K.A., Tortoriello G.K. (2017) Narcissism and self-presentation. Personality and Individual Differences. 104, 48–57. DOI: 10.1016/j.paid.2016.06.062
  3. Омельченко, Е.А. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] / Е.А. Омельченко, Г.С. Чеснокова, Р.О. Агавелян // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 7–22. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2634. – [Дата обращения: 13.03.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01
  4. Johnson M. (2016) Relations between explicit and implicit self-esteem measures and self-presentation. Personality and Individual Differences. 95, 159–161. DOI: 10.1016/j.paid.2016.02.045
  5. Kocer H. (2012) The Evaluation of the Art Activities Applied in Preschool Education Programmes in Terms of Self-Expression Opportunity Given to Child. ProcediaSocialandBehavioralSciences. 51, 289–295. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.08.161
  6. Попова, В.Н. Система профессиональной ориентации для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению [Текст] / В.Н. Попова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. – № 3. – 2015. – С. 84–86.
  7. Flett G.L., Baricza C., Gupta A., Hewitt P.L., Endler N.S. (2011) Perfectionism, psychosocial impact and coping with irritable bowel disease: a study of patients with Crohn’s disease and ulcerative colitis. JournalofHealthPsychology. 16 (4), 561–571. DOI: 10.1177/1359105310383601
  8. Трубина, Г.П. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося [Текст] / Г.П. Трубина, Э.Ф. Зеер, М.В. Мащенко  // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 6. – С. 9–32. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-6-9-32
  9. Liang B., Zhang Y., Chen W., Chen S. (2014) Connotation and Structure of University Students’ Marriage Values. Cross-Cultural Communication. 10 (3), 48–54. DOI: rg/10.3968/4722
  10. Marriott T.C., Buchanan T. (2014) The true self online: Personality correlates of preference for self-expression online, and observer ratings of personality online and offline. ComputersinHumanBehavior. 32, 171–177. DOI: 10.1016/j.chb.2013.11.014
  11. Иванова, И.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях [Текст] / И.Л. Иванова // Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 89–101.
  12. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016) New educational paradigm: existentialism is a humanism. Man in India. 96 (10), 4043–4050.
  13. Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions. ManinIndia. 96 (10), 3503–3511.
  14. Татаренко, А.А. Удовлетворенность студентов профессиональным самоопределением [Текст] / А.А. Татаренко // Общество, политика, финансы. – 2017. – № 1. – С. 136–139.
  15. Чайников, А.Ю. Профессиональные пробы – шаг к успешному профессиональному самоопределению [Текст] / Ю.А. Чайников // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. – 2014. – № 7. – С. 147–149.
  16. Черноусов, В.Р. Роль профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников [Текст] / В.Р. Черноусов, Е.А. Веснина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 388–390.
  17. Зыбина, Л.Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности [Текст] / Л.Н. Зыбина // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 74–78.
  18. Умаева, А.У. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся [Текст] / А.У. Умаева, А.П. Салахбеков, Т.С. Рахметов // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – Т. 64. – № 3. – С. 164–166.
  19. Фролова, С.Л. Идеалоориентирвоанный подход к профессиональному самоопределению школьников [Текст] / С.Л. Фролова, С.Н. Чистякова // Профильная школа. – № 1(58). – 2013. – С. 19–21.
  20. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение. От учебы к профессиональной карьере [Текст]: учебное пособие для учащихся 10–11 классов / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. – М.: Академия, 2011. – 180 с.
  21. Штурмак, М.А. Через воспитание трудом к профессиональному самоопределению [Текст] / М.А. Штурмак // Воспитание школьников. – 2014. – № 3. – С. 21–23.
  22. Шушерина, О.А. Становление фасилитаторского стиля и профессиональное самоопределение будущего педагога профессионального обучения [Текст] / О.А. Шушерина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. – 2015. – № 3. – С. 47–52.