Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 3 (163) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.003
УДК: 378.14
ББК: 74.489
Е. Н. Ермакова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Д. Баландина ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛЕКСЕМЫ «НЕТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация

Введение. Требования, предъявляемые к организации современного учебного процесса, диктуют необходимость создания условий для формирования устойчивых предметных компетенций у студентов-филологов: лингвистической (умение проводить лингвистический анализ языковых единиц и языковых явлений) и языковой (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм). В статье анализируются функциональные омонимы слова «нет» и слово «нет» в различных текстах как многозначное. Выбор для анализа именно этой лексемы обусловлен многоплановостью и неоднозначностью ее семантических и грамматических особенностей. Рассматриваются признаки разграничения слова «нет» как части речи. Представлены факты употребления слова «нет» как многозначного слова.

Цель публикации — представить слово «нет» как способное не только выступать в роли разных частей речи, но и быть базой в сфере обогащения лексического и фразеологического состава, синтаксического строя русского языка.

Материалы и методы. Материал для анализа — тексты со словом «нет», извлеченные из Национального корпуса русского языка. Материал анализировался с помощью описательного и сопоставительного методов.

Результаты. Сформулирована необходимость понимания сущности процессов переходности, результатов транспозиции в системе частей речи; определены семантические и грамматические возможности слова «нет» в современном русском языке. Обозначены необходимые признаки разграничения слова «нет» как части речи в разных синтаксических конструкциях.

Обсуждение. Важным условием формирования лингвистической компетенции является совершенствование методов и приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов. Использование методов и приемов анализа функционирования омонимов и многозначных слов в современном языке, принципов их разграничения, умение транслировать знания в практической деятельности являются проявлением сформированности лингвистической компетенции.

Заключение. Изучение частей речи, осознание критериев их разграничения, понимание сущности явлений переходности в системе частей речи — основополагающие аспекты морфологии русского языка. Осмысление частеречной принадлежности слова «нет» связано с его функционально-семантическими характеристиками. Необходимость использования комплекса доказательств при частеречной интерпретации слова «нет» — это непростая задача для обучающихся. В академических словарях и грамматиках русского языка зафиксировано шесть разновидностей значения лексемы «нет»:

1) в значении частицы (партикулярного слова);

2) в значении предиката-сказуемого в безличном предложении;

3) в роли слова-предложения, которое может быть трактовано как нечленимая синтаксическая конструкция;

4) в функции эквивалента, заменителя слова, словосочетания или целого предложения;

5) в значении уступительного союза;

6) в значении существительного. Кроме того, лексема «нет» является компонентом значительного количества фразеологизмов, разных по семантико-грамматическим свойствам.

Ключевые слова

слово «нет»; транспозиция; конверсия; часть речи; функциональный омоним; многозначное слово; семантические признаки; грамматические признаки; функционирование; синтаксическая конструкция

Основные положения

– формирование лингвистической компетенции у студентов вузов предполагает овладение ими основными разделами лингвистики: «Морфологией современного русского языка» и «Синтаксисом современного русского языка»;

– умение определять частеречную принадлежность слова, применять принципы разграничения функциональных омонимов в различных языковых конструкциях свидетельствует о сформированности лингвистической компетенции.

Цитировать публикацию

Ермакова, Е. Н.  АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛЕКСЕМЫ «НЕТ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ [Текст] / Е. Н. Ермакова, Л. П. Юздова, И. Д. Баландина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  3 (163). — С. 43-64. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.003.

Библиографический список

1. Хабусиева Т. Б. Лингвистическое понятие части речи в системе морфологии // Евразийский союз ученых, 2018. № 8-6 (53). С. 66–68.

2. Кенжаева М. Т. Части речи в русском языке // Вестник современной науки, 2016. № 6-1 (18). С. 93–96.

3. Беляев А. Н. О критериях выделения частей речи //  На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания, 2018. № 3 (12). С. 17–23.

4. Каневский Е. А., Боярский К. К. К вопросу о снятии омонимии при компьютерном анализе текстов // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем : сборник статей / под ред. С. В. Кузнецова. Санкт-Петербург, 2019. С. 37–41.

5. Bogdanova-Beglarian N. & Cui L. (2019), “Word net (no) in mirror of colloquialism: about functioning in spoken language of one of most frequent words of everyday Russian discourse”, Cross Cultural Studies: Education and Science, 4, 2, 66–71.

6. Цуй Л. Слово нет как способ выражения речевых актов в русской устной повседневной речи (на корпусном материале) // Вестник Бурятского государственного университета, 2018. № 2-2. С. 26–32.

7. Цуй Л. Слово нет в роли эквивалента другой единицы как реализация речевых актов в русской устной повседневной речи // Коммуникативные исследования, 2019. Т. 6. № 4. С. 1053–1071.

8. Карпов А. К. Словообразование современного русского языка : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. – 288 с.

9. Молотков А. И. Грамматическая характеристика слова «нет» // Русский язык в школе, 1956. № 6. С. 22–29.

10. Ермакова Е. Н., Юздова Л. П., Москвитина Т. Н. Формирование лингвистической компетенции студентов вуза в процессе изучения функциональных омонимов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2021. № 1 (161).  C. 92–110.

11. Боргер Я. В. Комплексный анализ речевых актов негативной реакции (на материале современных драматических произведений) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2014. – 21 с.

12. Ершова Б. Н. Особенности функционирования речевых актов негативной реакции // Социально-экономические явления и процессы, 2011. № 5-6. С. 296–299.

13. Грамматика современного русского литературного языка / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 1970. – 767 с.

14. Цуй Л. Непартикулярное слово нет в устной повседневной речи: функционально-семантическая характеристика // Вестник Пермского университета. 2018. Т. 10. № 1. С.14–26.

15. Назари Ф. Т. Учение о частях в русской грамматике // Балтийский гуманитарный журнал, 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 288–290.