Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии профессиональной подготовки будущих педагогов и повышении их профессиональной компетентности в инклюзивном образовательном пространстве. На основе теоретических исследований и обобщения опыта выявлены возможности социально-образовательной и воспитательной среды современной высшей школы для расширения волонтерской инклюзивной практики и формирования готовности к инклюзивному волонтерству студенческой молодежи.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования строится в совокупности системно-деятельностного, мотивационно-ценностного и партисипативного подходов. Ведущие идеи и специфика обозначенных подходов позволили смоделировать процесс формирования готовности к инклюзивному волонтерству, определить его содержание и педагогические стратегии в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Результаты. На основе теоретических исследований и эмпирического опыта выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства, моделирования образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному волонтерству с учетом социокультурных возможностей социально-образовательного и воспитательного пространства вуза. Представлена сущностная характеристика готовности как интегративного качества личности, включающего мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный, личностно-рефлексивный компоненты, необходимые для реализации волонтерской деятельности в инклюзивной образовательной среде.
Обсуждение. Авторская модель формирования готовности к инклюзивному волонтерству представляет собой интеграцию взаимосвязанных компонентов: нормативно-целевого, мотивационного, процессуально-технологического, оценочно-результативного. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные, методические и содержательные аспекты инклюзивной волонтерской деятельности и готовности к ее реализации. Представленный дидактический инструментарий позволяет обеспечить интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности, направленных на реализацию активной волонтерской практики и трансляцию ценности инклюзии.
Заключение. Делается вывод, что формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству требует комплексного подхода, целенаправленных и планомерных действий для проявления студенческих инициатив и самореализации в добровольческой инклюзивной деятельности.
волонтерство; инклюзия; культура волонтерства; инклюзивное образование; инклюзивное волонтерство; добровольчество; профессионально-педагогическая подготовка; готовность к инклюзивному волонтеству
– выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства;
– представлена сущностная характеристика готовности к инклюзивному волонтерству как интегрального качества личности будущего педагога;
– определены компоненты модели формирования готовности к инклюзивному волонтерству у будущих педагогов;
– рассмотрен дидактический инструментарий формирования волонтерской компетенции и реализации инклюзивной волонтерской практики.
Салаватулина, Л.Р. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ [Текст] / Л.Р. Салаватулина, А. А. Шабалина, Е. А. Василенко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 3 (163). — С. 128-143. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.008.
1. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), “Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions”, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI, pp. 1088–1093.
2. Роженцева Т. М. Волонтерство как форма социального воспитания молодежи // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 2 (61). С.65–67.
3. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6. С. 191–199.
4. Salavatulina L., Shumilova E., Gnatyshina E., Vorozheikina A. & Vasilenko Е. (2021), “Formation of an inclusive volunteering culture in the training of students The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 102, pp. 835–839.
5. Sorokoumova G., Ariyan M. & Ushakov E. (2021), “Formation of psychological readiness to volunteering among students – future foreign language teachers”, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 102, 62–67.
6. Киселева И. Н. Использование инновационных подходов к организации волонтерской деятельности в вузах современной России. // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 105–110.
7. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 153–159.