Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 3 (163) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.008
УДК: 371.9
ББК: 74.5я 73
Л.Р. Салаватулина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Шабалина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Василенко ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии профессиональной подготовки будущих педагогов и повышении их профессиональной компетентности в инклюзивном образовательном пространстве. На основе теоретических исследований и обобщения опыта выявлены возможности социально-образовательной и воспитательной среды современной высшей школы для расширения волонтерской инклюзивной практики и формирования готовности к инклюзивному волонтерству студенческой молодежи.

Материалы и методы. Методологическая основа исследования строится в совокупности системно-деятельностного, мотивационно-ценностного и партисипативного подходов. Ведущие идеи и специфика обозначенных подходов позволили смоделировать процесс формирования готовности к инклюзивному волонтерству, определить его содержание и педагогические стратегии в профессиональной подготовке будущих педагогов.

Результаты. На основе теоретических исследований и эмпирического опыта выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства, моделирования образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному волонтерству с учетом социокультурных возможностей социально-образовательного и воспитательного пространства вуза. Представлена сущностная характеристика готовности как интегративного качества личности, включающего мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный, личностно-рефлексивный компоненты, необходимые для реализации волонтерской деятельности в инклюзивной образовательной среде.

Обсуждение. Авторская модель формирования готовности к инклюзивному волонтерству представляет собой интеграцию взаимосвязанных компонентов: нормативно-целевого, мотивационного, процессуально-технологического, оценочно-результативного. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные, методические и содержательные аспекты инклюзивной волонтерской деятельности и готовности к ее реализации. Представленный дидактический инструментарий позволяет обеспечить интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности, направленных на реализацию активной волонтерской практики и трансляцию ценности инклюзии.

Заключение. Делается вывод, что формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству требует комплексного подхода, целенаправленных и планомерных действий для проявления студенческих инициатив и самореализации в добровольческой инклюзивной деятельности.

Ключевые слова

волонтерство; инклюзия; культура волонтерства; инклюзивное образование; инклюзивное волонтерство; добровольчество; профессионально-педагогическая подготовка; готовность к инклюзивному волонтеству

Основные положения

– выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства;

– представлена сущностная характеристика готовности к инклюзивному волонтерству как интегрального качества личности будущего педагога;

– определены компоненты модели формирования готовности к инклюзивному волонтерству у будущих педагогов;

– рассмотрен дидактический инструментарий формирования волонтерской компетенции и реализации инклюзивной волонтерской практики.

Цитировать публикацию

Салаватулина, Л.Р.  ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ВОЛОНТЕРСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ [Текст] / Л.Р. Салаватулина, А. А. Шабалина, Е. А. Василенко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  3 (163). — С. 128-143. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.008.

Библиографический список

1. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), “Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions”, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI, pp. 1088–1093.

2. Роженцева Т. М. Волонтерство как форма социального воспитания молодежи // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 2 (61). С.65–67.

3. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6. С. 191–199.

4. Salavatulina L., Shumilova E., Gnatyshina E., Vorozheikina A. & Vasilenko Е. (2021), “Formation of an inclusive volunteering culture in the training of students The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 102, pp. 835–839.

5. Sorokoumova G., Ariyan M. & Ushakov E. (2021), “Formation of psychological readiness to volunteering among students – future foreign language teachers”, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. 102, 62–67.

6. Киселева И. Н.  Использование инновационных подходов к организации волонтерской деятельности в вузах современной России. // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 105–110.

7. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 153–159.