Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье представлены результаты исследования одной из актуальных проблем профессионального развития педагогов в российской системе образования – формирования метапредметных компетенций педагога. Показаны основные подходы, понятия, сущности и состав метапредметных компетенций педагога — информационной, мотивирующей, организационно-управленческой, исследовательской, коммуникативной, методической, тьюторской, креативной, компетентности самообразования и самосовершенствования. Цель статьи — обосновать и раскрыть процесс формирования и процедуру оценки метапредметных компетенций у педагогов в условиях дополнительного профессионального образования.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной компетентностному и метапредметному подходам в образовании, проблеме профессиональной компетентности педагога; а также диагностические методики, включающие компьютерные комплексные компетентностно-ориентированные тесты для оценки сформированности компетенций и выявления профессиональных дефицитов у педагогов.
Результаты. Представлено авторское определение феномена «метапредметные компетенции педагога», определена его структура и состав. Обоснован комплекс методов и технологий формирования изучаемых компетенций при реализации модульной вариативной программы повышения квалификации педагогов «Формирование метапредметных компетенций педагога». Описаны результаты исследования метапредметных компетенций педагогов до и после прохождения программы дополнительного профессионального образования, сделаны соответствующие выводы, подтвержденные методами математической статистики.
Обсуждение. Подчеркивается, что эффективность процесса формирования метапредметных компетенций у педагогов определяется их возможностью самим выстраивать свой образовательный маршрут освоения программы, выбирать те модули обучения, по которым имеются дефициты.
Заключение. Делается вывод о том, что формирование и отслеживание уровня сформированности метапредметных компетенций педагога в условиях дополнительного профессионального образования позволяет выстраивать целенаправленную работу с имеющимися у педагогов дефицитами, добиваться положительной динамики.
компетентностный подход; метапредметный подход; профессиональные компетенции педагога; метапредметные компетенции педагога; формирование метапредметных компетенций педагога; инструменты оценки метапредметных компетенций педагога; компьютерный компетентностно-ориентированный тест
– определены структура и содержание метапредметных компетенций педагога;
– разработан диагностический инструментарий для оценки
уровня сформированности метапредметных компетенций педагогов, позволяющий определить дефициты по каждой компетенции;
– представлены сравнительные результаты исследования до и после реализации программы повышения квалификации, подтвержденные методами математической статистики.
Мухамедьярова, Н. А. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА [Текст] / Н. А. Мухамедьярова, А. Н. Богачев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 3 (163). — С. 77-99. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.005.
1. Мухамедьярова Н. А. Исследование кластера метапредметных компетенций педагогических работников сферы дополнительного образования детей // Дополнительное образование в Якутии : информационно-методический журнал. 2016. № 2. С. 30–36.
2. Развитие метапредметных компетенций педагогов, работающих с талантливыми детьми : модульная вариативная программа дополнительного профессионального образования педагогов / под ред.: Н. П. Ансимовой, А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во РИО ЯГПУ, 2016. – 251 с.
3. Формирование метапредметных компетентностей педагога средствами дополнительного профессионального образования : учебно-методическое пособие / под науч. ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. – 182 с.
4. Фадель Ч., Белик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ.: Чарльз Фадель, Майя Бялик, Берни Триллинг. – М. : Издательская группа «Точка», 2018. – 240 с.
5. Ансимова Н. П., Золотарева А. В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью // Ярославский педагогический вестник. – 2016. № 5. С. 38–44.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 20 с.
7. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении : научно-методическое пособие. М. : Издательство “Эйдос”; Издательство Института образования человека, 2012. – 227 с.
8. Мухамедьярова Н. А. Особенности реализации метапредметного принципа при подготовке педагогических кадров в вузе // Инновации в образовании. 2013. № 1. С. 72–79.
9. Разумова А. Б., Мухамедьярова Н. А., Шклярук Е. Ф. Значение информа-ционной компетентности педагога как условие сопровождения развития талантливого ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 182–188.
10. Золотарева С. С. Мотивирующая компетентность педагога, работающего с талантливыми детьми: сущность и подходы к формированию // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества : материалы VI международной научной конференци, 10–11 ноября 2016 года / отв. ред. доц. М. И. Морозова. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016 С. 405–408.
11. Лекомцева Е. Н., Мухамедьярова Н. А. Структура организационно-управленческой компетентности педагога, работающего с талантливыми обучающимися // Ярославский педагогический вестник : психолого-педагогические науки: научный журнал. 2016. № 5. Т. II : Психолого-педагогические науки. С. 45–50.
12. Тихомирова Н. Г. Формирование исследовательской компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности современного общества : материалы VI международной научной конференции, 10–11 ноября 2016 года / отв. ред. М. И. Морозова. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – 486 с. С. 399–405.
13. Мухамедьярова Н. А. Опыт формирования коммуникативной компетентности педагога, работающего с талантливыми детьми и молодежью // Педагогическое образование в России. 2016. № 11. С. 177–184.
14. Ищенко О. С. Методическая компетентность педагога дополнительного образования в работе с одаренными детьми // Единый всероссийский науч-
ный вестник. № 3. 2016. С. 41–44.
15. Золотарева А. В., Лекомцева Е. Н., Пикина А. Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. – 215 с.
16. Пикина А. Л. Тьюторская компетентность педагога, работающего с талантливыми детьми // Образование личности. 2016. № 4. С.119–126.
17. Кисилева Т. Г., Зуева М. Л. Теоретико-методологические основы исследования и формирования креативной компетентности педагога : монография / под. ред.: М. М. Кашапова, Т. Г. Кисилевой, Т. В. Огородовой. Ярославль : ИПК «Индиго», 2013. С. 23–-40.
18. Горюшина Е. А. Компетенция самообразования и самосовершенствования как условие эффективной работы педагога с талантливыми детьми и молодежью // Образование личности. 2016. С. 106–111.
19. Челышкова М.Б., Звонников В. И., Давыдова О. В. Оценивание компетенций в образовании : учебное пособие / Государственный университет управления, УМО по образованию в области менеджмента ; под ред. В. И. Звонникова. М. : ГУУ, 2011. – 229 с.
20. Золотарева С. С. Особенности оценки профессиональных компетенций педагога дополнительного образования // Образовательная панорама : научно-методический журнал. 2014. № 1. С.68–73.