Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Культурные ценности любого народа, его богатство отражаются не только в художественных произведениях, но и в исторических документах. К таким документам относятся мусульманские (мечетные) книги. Несмотря на то что книги составлялись по принятым в то время правилам унификации и стандартизации, анализируемые рукописи дают богатый материал для лингвистических исследований, прежде всего для ономастических и лексикографических. Особую ценность мечетные книги представляют как региональный лингвистический и культурологический источник, так как в них отражены диалектные особенности произношения, антропонимическая система определенной местности и определенного периода, апеллятивная лексика, фиксируются родственные отношения.
Материалы и методы. Основными методами исследования явились анализ научной литературы и рукописей, описательный и сопоставительный анализ этапов работы с текстами региональных мечетных книг.
Результаты. Дано определение лингвистической и культуроведческой компетенций, обоснована лингвистическая и культуроведческая значимость источника, сформулированы факторы, которые должны учитываться при работе с источником, представлены отдельные возможные задания для аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Обсуждение. Подчеркивается, что формированию лингвистической и культуроведческой компетенций у студентов вуза будут способствовать знания, полученные в рамках дополнительного образования «Татарская филология».
Заключение. Делается вывод о том, что использование регионального источниковедческого материала будет способствовать формированию лингвистической и культуроведческой компетенций у обучающихся.
компетенция; лингвистическая компетенция; культуроведческая компетенция; региональный источник; метрические книги
– определена сущность лингвистической и культуроведческой компетенций;
– сформулировано обоснование использования мечетных книг как регионального источника, способствующего формированию лингвистической и культуроведческой компетенций у студентов вуза;
– представлены возможные задания при использовании регионального исторического источника на занятиях, входящих в Minor-блок «Татарская филология»;
– обозначены основные задачи, которые должны быть решены в процессе подготовки и работы с использованием регионального источника.
Файзуллина, Г. Ч. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН MINOR-БЛОКА «ТАТАРСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ» [Текст] / Г. Ч. Файзуллина, Е. Н. Ермакова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 3 (163). — С. 144-164. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.009.
1. Харисов Ф. Ф. Проблемы формирования компетенций в ходе обучения: лингвометодический аспект // Фәнни Татарстан. 2019. № 2. С. 81–87.
2. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя / О. В. Акулова [и др.] ; под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 290 с.
3. Терехова С. Е. Формирование культуроведческой компетенции учащихся 5–6 классов в процессе системной работы с устаревшей культурно-маркированной лексикой :автореферат диc. ... кандидата педагогических наук / Орлов. гос. ун-т. Орел, 2014. – 22 с.
4. Мартынова А. В. Формирование культуроведческой компетенции будущего учителя начальной школы в период профессиональной переподготовки специалиста (на примере изучения языковых дисциплин) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 90–95.
5. Гилева А. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в условиях регионализации содержания дошкольного образования : учебное пособие. Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2019. – 156 с.
6. Куприна Н. Г., Медведева А. А. Концептуальные подходы к освоению младшими школьниками регионального искусства (на примере Уральского региона) // Педагогика искусства. 2020. № 1. С. 151–158.
7. Мордвинова Е. А. Воспитание патриотизма в условиях регионализации образования // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 3 (20). С. 63–69.
8. Лихачева О. Н., Королева Ю. В., Тымчук Е. В. Региональный компонент как один из аспектов современного процесса в вузе на примере иностранного языка // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 96–97.
9. Файзуллина Г. Ч., Кадирова Э. Х., Фаттакова А. А. Мечетные книги тобольской губернии XIX– начала XX веков как памятник письменности сибирских татар: состав книг и лексика // Научный диалог. 2020. № 2. С. 127–140.
10. Косых Е. А., Чеснокова Е. В. Метрические книги в системе русской культурологической парадигмы // Культура и текст. 2011. № 12. https://cyberleninka.ru/article/n/metricheskie-knigi-v-sisteme-russkoy-kulturologicheskoy-paradigmy (дата обращения 08.04.2020).
11. Постникова В. В. Лингвистическая компетенция, современные словари и национальный колорит // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 5. С. 94–95.
12. Корнеева А. В., Зеленина С. В., Восиева Р. К. Лингвистическая компетенция как паритетная коммуникативная компетенция / Colloquium-journal. 2020. № 6-5 (58). С. 41–43.
13. Салахова Э. К. Мусульманские метрические книги России // Эхо веков. 2018. № 1. С. 81–96.