Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 3 (163) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.001
УДК: 378 :42-8
ББК: 74.480 : 81.432.1-92
Е. Б. Быстрай ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Аннотация

Введение. В контексте обеспечения качества подготовки будущих учителей, а именно их профессионального становления актуальным является формирование коммуникативных умений будущих педагогов. В данной статье авторы обосновывают эффективность применения интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для подготовки обучающихся к встрече с иноязычной культурой, для организации межкультурного общения, для успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, что будет свидетельствовать о готовности будущего учителя к профессиональной деятельности. Цель статьи — рассмотреть аспекты формирования коммуникативных умений как основу для успешного профессионального становления будущих учителей.  

Материалы и методы. Основными методами исследования являются обзор современной литературы по проблеме статьи, диагностические методики, мониторинг, собеседование, анализ полученных данных. Авторами дано обоснование целесообразности применения  интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов, которые являются залогом их успешного профессионального становления.

Результаты. Применение интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения, целью которых является формирование коммуникативных умений будущих учителей, позволяет им не только организовать процесс коммуникации согласно нормам, принятым в определенной культуре, но и научить обучающихся речевому взаимодействию с представителями иной культуры.

Обсуждение. Проблема коммуникативной подготовки будущих учителей иностранного языка в межкультурном контексте и с использованием современных средств и технологий обучения активно изучается в педагогической науке и лингводидактике. Анализ современных научных работ по проблеме профессионального становления учителей иностранного языка в коммуникативном контексте подтвердил высокую актуальность, научную новизну и научный потенциал темы.

Заключение. Использование социокультурных стереотипов в процессе формирования речевых умений, а также применение интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов позволяет им успешно организовать межкультурное общение и оказывает положительное влияние на профессиональное становление будущих учителей.

Ключевые слова

межкультурное общение; иноязычное речевое поведение; коммуникативные умения; социокультурные стереотипы; интерактивные методы; дискуссионные методы; творческие методы

Основные положения

– обоснована необходимость формирования коммуникативных умений как фактора профессионального становления будущих педагогов;

– обоснованы преимущества интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов;

– проанализирована эффективность интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов.

Цитировать публикацию

Быстрай, Е. Б.  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ) [Текст] / Е. Б. Быстрай, Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  3 (163). — С. 7-24. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.001.

Библиографический список

1. Формирование межкультурной компетенции у студентов вузов в процессе преподавания иностранных языков / Р. И. Кусарбаев [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 53–60.

2. Аксиологические аспекты подготовки бакалавров педагогики к межкультурному взаимодействию в рамках курса «Основы межкультурной коммуникации» / Е. А. Бароненко [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 21–26.

3. Федосеева Л. Н. Символы в русском лингвокультурном сообществе // Язык и культура. 2015. № 2 (30). С. 98–104.

4. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Активизация познавательной деятельности современных школьников как условие развития мотивации творчества // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования . сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции, 18–19 апреля 2018 года. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ. 2018. С. 240–245.

5. Власенко О. Н., Орлова И. А., Скоробренко И. А. Видеоматериалы как современный цифровой ресурс в обучении студентов факультета иностранных

 

языков лингвострановедению // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : труды IV Международной научной конференции, 06–09 октября 2020 года. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. С. 29–33.

6. Еловская С. В., Круглова Е. А. Использование интерактивных методов в обучении иностранному языку // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 35–39.

7. Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 2. С. 99–102.

8. Михайлова Г. И. Пути реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник педагогических наук. 2021. № 3. С. 226–229.

9. Сариева З. И. Управление качеством коммуникативной подготовки бакалавров // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 10-2 (88). С. 43–46.

10. Нечаев Н. Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 120–140.

11. Пантыкина Н. И. Использование интерактивных методов обучения при формировании социокультурной профессиональной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 1. С. 186–189. (Педагогика. Психология. Социокинетика).

12. Ярычев Н. У., Дудаев Г. С. Х. Развитие коммуникативных качеств обучающихся в образовательном процессе средствами интерактивных методов обучения // Гуманитарные науки. 2017. № 3 (39). С. 85–89.

13. Горбова Н. В. К вопросу о внедрении интерактивных методов обучения в процесс подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях магистратуры // Гуманитарные науки. 2017. № 1 (37). С. 85–90.