Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 3 (163) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.014
УДК: 373.1
ББК: 74.044.6
Т. М. Кожанова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. А. Аржанцева ORCID
Тьютор, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5», г. Чебоксары, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Фролова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются результаты изучения отношения педагогов общеобразовательных организаций к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Цель статьи заключается в описании реакции педагогов на обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Материалы и методы. Основным методом исследования выступает анализ научной литературы, анализ результатов изучения отношения педагогов к обучающимся с особыми образовательными потребностями и инвалидностью; интервьюирование педагогов, работающих в классах (группах), в которых  обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Результаты. Анализ полученных результатов отображает специфику готовности и отношения педагогов к обучающимся с особыми образовательными потребностями, раскрывает показатели профессиональной деятельности педагогов.

Обсуждение. Раздел состоит из выявления и описания компонентов, показателей профессиональной готовности к взаимодействию с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Заключение. Актуальность изучаемой темы определяется изменениями, происходящими в современном обществе и в системе образования. Понимание педагогами образовательных организаций образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями преодолевает барьеры принятия обучающегося, отличающегося от других детей, создает благополучную и адекватную атмосферу в классе (группе).

Ключевые слова

обучающиеся с особыми образовательными потребностями; реакции педагогов

Основные положения

– проведен анализ теоретических основ профессиональной, мотивационной, психологической, инклюзивной готовности педагогов к взаимодействию с обучающимися с особыми образовательными потребностями;

– выявлено и описано отношение педагогов к обучающимся с особыми образовательными потребностями.

Цитировать публикацию

Кожанова, Т. М.  ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ [Текст] / Т. М. Кожанова, М. А. Аржанцева, Е. В. Фролова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  3 (163). — С. 239-252. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.014.

Библиографический список

1. Трофимова В. И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками : дис. … канд. пед. наук. Москва, 2015. – 182 с.

2. Федорова А. И., Щербакова А. М. Сравнительное исследование отношения к различным группам людей с ограниченными возможностями здоровья в России и Израиле // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 1. С. 4–13.

3. Алехина, С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011.  № 1. С. 83–92.

4. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования : автореф.  дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2011. – 26 с.

5. Лапп Е. А., Ярикова С. Г. Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 335–350.

6. Кетриш Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2018. – 120 с.

 

7. Козилова, Л. В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов : монография. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука, 2020. 160 с.

8. Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А. Механизмы индивидуализации об-разовательной среды в условиях инклюзии // Наука и Школа. № 6.  2020. С. 158–164.

9. Коростелев Б. А., Котова Г. Л., Тер-Григорьянц Р. Г. Формирование механизма внедрения современной модели школы инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 24–26 июня 2015 года. М. : МГППУ, 2015. С. 49–53.

10. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : дис. … канд. пед. наук. Омск, 2015.  – 244 с.