Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обсуждается проблема влияния цифрового пространства и цифровой среды на когнитивные стратегии младших школьников. Приведены и теоретически проанализированы особенности личности, включенной в цифровое пространство. В ходе эмпирического исследования выявлены достоверные различия по показателям внимательности, статистического представления, развитости воображения, способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей и способности к быстрому реагированию. Более того, эмпирически выявлены различия между респондентами по показателям когнитивных стратегий: импульсивность, рефлексивность, гибкость мышления и ригидность.
Материалы и методы. Основные методы исследования — анализ научной литературы, посвященной проблематике влияния цифровой среды на развитие личности; эмпирические методы исследования — анкетирование и психодиагностический инструментарий. Также для подтверждения достоверности результатов исследования использован статистический пакет SPSS-26.
Результаты. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что существуют различия по когнитивным показателям среди респондентов с различным уровнем цифровой активности.
Обсуждение. Полученные результаты указывают на взаимосвязь активности цифрового поведения младшего школьника и уровня сформированности когнитивных стратегий.
Заключение. Выявлено, что существуют различия по показателям внимательности, статистического представления, развитости воображения, способности к линейному различению и умозаключению на основе линейных связей, способности к быстрому реагированию, импульсивности, рефлексивности, гибкости мышления и ригидности респондентов с различным уровнем активности личнос-ти в цифровой среде.
цифровая среда; цифровая активность; цифровое поведение; когнитивные стратегии; цифровизация
– расширено представление о влиянии цифровизации на личность, в том числе на ее когнитивные стратегии;
– эмпирически исследованы когнитивные стратегии респондентов младшего школьного возраста с различным уровнем активности цифрового поведения.
Лучинкина, И. С. КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ [Текст] / И. С. Лучинкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 3 (163). — С. 253-264. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.015.
1. Stefaneas P. & Vandoulakis I.M. (2012), “The web as a tool for proving”, Metaphilosophy, vol. 43, no. 4, pp. 480–498.
2. Dorozhkin E.M. (2018), “Philosophical analysis of information and communication environment”, European Journal of Science and Theology, vol. 14, no. 6, pp. 115–124.
3. Fairburn C.J.A.G. & Patel V. H. (2017), “The impact of digital technology on psychological treatments and their dissemination”, Behaviour Research and Therapy, 88, pp. 19–25. DOI: 10.1016/j.brat.2016.08.012
4. Howe N. & Strauss W. (2000), Millennials rising: The next great generation, Vintage Books, New York, 432 p.
5. Taylor M.L. (2006), Generation NeXt Comes to College, A collection of papers on self-study and institutional improvement “Today’s Postmodern Student–Meeting, Teaching, and Serving”, vol. 2 ”Focusing on the Needs and Expectations of Constituents”, pp. 48–55.
6. Stornaiuolo A. (2017), “Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites”, Human Development, vol. 60, no. 5, pp. 233–238.
7. Ломбина Т. Н., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 45–50.
8. Дужик Д. Д., Виликотская Л. А. Глобальная сеть и «клиповое» мышление // Интернет как реальность : cборник докладов III-ей Международной научно-практической конференции, 14–15 марта 2017 года. Рязань : Общество с ограниченной ответственностью «Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ» 2017. С. 86–89.
9. Compernolle T. (2014), BrainChains: Discover your brain, to unleash its full potential in a hyperconnected, multitasking world, Compublications, Belgium, 522 p.