Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 3 (163) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.012
УДК: 159.9.075
ББК: 88.4
Е. В. Ахмадеева ORCID
Старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. А. Башкатов ORCID
Профессор, доктор биологических наук, кандидат психологических наук, декан биологического факультета, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРУКТУРА САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация

Введение. Вступая в коммуникативные отношения, человек интуитивно или намеренно использует различные стратегии самопредъявления. Целью исследования являлось выявление зависимости между личностными характеристиками студентов и используемыми ими стратегиями самопредъявления.

Материалы и методы. Обследовали 208 респондентов, использовали психодиагностические методики: «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко; опросник развития рефлексивности А. В. Карпова; опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В. И. Моросановой; «Стратегии самопредъявления» И. П. Шкуратовой; опросник волевых качеств личности М. В. Чумакова; тест «Уверенности в себе» В. Г. Ромека; методика «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана. Полученные данные проверяли на соответствие закону нормального распределения, анализировали согласованность измерительных шкал методик с применением коэффициента альфа Кронбаха, рассчитывали показатели описательной статистики с последующим корреляционным и факторным анализом.

Результаты. Установлены зависимости между личностными характеристиками студентов и стратегиями самопредъявления, нашедшими свое выражение в виде структуры, включающей пять факторов (латентных переменных): уверенность в собственных возможностях; умение управлять ситуацией; владение репертуаром стратегий самопредъявления; самодостаточность; стремление понравиться акцептору общения.

Обсуждение. Респонденты, обладающие уверенностью в себе, волевыми качествами, саморегуляцией поведения, предпочитают стратегию самопродвижения, что можно объяснить наличием у них субъективной уверенности в наличии большого количества компетенций в различных областях поведения и деятельности. Респонденты, владеющие стилями саморегуляции поведения, используют весь арсенал стратегий самопредъявления, кроме беспомощности, поскольку абсолютно в ней не нуждаются. Респонденты с альтероцентристской направленностью личности в общении, имеющие склонность к самоанализу, используют стратегию инграциации (стрем-ление понравиться), что присуще альтруистичным людям в целом. У испытуемых, отличающихся самостоятельностью, нерефлексивностью и диалогичностью, преобладающей стратегии не выявлено.

Заключение. Самопредъявление как форма активности личности реализуется в системе психических отношений через демонстрацию личностных свойств, выражение собственной позиции, проявление отношения к окружающим. Полученные результаты могут быть полезны для составления методических рекомендаций для выпускников вуза.

Ключевые слова

стратегии самопредъявления; личностные характеристики; факторная структура; период юности

Основные положения

– у студентов вуза выявлено семь стратегий самопредъявления, которые зависят от способности к саморегуляции, самоанализу и направленности в общении;

– установлено существование пяти факторов (латентных пе-

ременных), обусловливающих особенности самопредъявления студентов;

– студенты используют стратегии самопредъявления, исходя из наличия у них определенного набора личностных свойств.

Цитировать публикацию

Ахмадеева, Е. В.  ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СТРУКТУРА САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ [Текст] / Е. В. Ахмадеева, С. А. Башкатов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  3 (163). — С. 196-217. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.012.

Библиографический список

1. Пикулева О. А. Социальная психология самопрезентации личности : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2014. – 45 с.

2. Paulhus Delroy L., Westlake Bryce G., Calvez Stryker S., and Harms Peter D. (2013), “Self-presentation style in job interviews: The role of personality and culture”, Journal of Applied Social Psychology, no. 43 (10), pp. 2042–2059. DOI: 10.1111/jasp.12157.

3. Трифонова Т. А. Особенности взаимосвязи самопрезентации и черт характера // Психология телесности: теоретические и практические исследования. Пенза : Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, 2008. – ISBN: 978-5-94321-122-5.

4. Пикулева О. А. Психология самопрезентации личности : монография.

 

Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 320 с.

5. Шкуратова И. П. Самопредъявление характеристик взаимоотношений в межличностном взаимодействии // Сборник: Социальная психология сегодня: наука и практика. Санкт-Петербург : Изд-во СПб ГУП, 2005. С. 205–207.

6. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки психодиагностических методик : монография. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2012. – 135 с.

7. Revelle, W. (2019), “psych: Procedures for Psychological, Psychometric, and Personality Research”, Electronic Resources: R package version 1.9.12, A manual for the most recent release to CRAN, [Online]. URL: https://cran.r-project.org/package=psych (дата обращения: 31.05.2021).

8. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М.: МПСИ; Флинта, 2002. – 336 с.

9. Рудик П. А. Психология: учебник для учащихся техникумов физической культуры. М. : Физическая культура, 1976. –239 с.

10. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4. С. 14–25.

11. Щербаков Е. П. Уверенность как состояние, свойство и качество // Психология личности и деятельности спортсмена. М. 1981. С. 51–60.

12. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. : ИП РАН, 2004. – 424 c.

13. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. 23. № 6. С. 5–17.

14. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении : монография. Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.

15. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2013. – 576 с.

16. Братченко С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ленинград, 1987. – 16 с.