Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 3 (163) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.013
УДК: 151.8
ББК: 88.40
Г. В. Валеева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
З. И. Тюмасева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается актуальная проблема психологической адаптации как основы субъективной составляющей здоровья. Описана структура психологической адаптации и выявлены психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня адаптации. Показано влияние субъективного фактора «Я-концепция» на процесс психологической адаптации. Экспериментально обоснована консультативная деятельность по вопросам субъективной составляющей здоровья как целенаправленное воздействие на адаптацию студентов через достижение их внутренней целостности.

Цель статьи — раскрыть и обосновать особенности психологической адаптации студентов педагогического вуза как основы сохранения их здоровья.

Материалы и методы. В процессе проведенного исследования использован логико-теоретический анализ психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы, посвященной проблемам психологической адаптации и здоровья; диагностические методики, включающие: наблюдение, беседу, проективные методики, анкетирование, тестирование. Математические методы статистической обработки данных позволили обобщить результаты проведения исследования.

Результаты. Описана структура психологической адаптации студентов педагогического вуза. Выявлены субъективные факторы, влияющие на адаптацию. Представлены результаты, доказывающие, что консультативная деятельность по вопросам субъективной составляющей здоровья повышает уровень психологической адаптации студентов.

Обсуждение.Установлено, что несформированная идентичность снижает уровень субъектности студентов и приводит к различным проблемам психологической адаптации. Профилактика и психокоррекция нарушения адаптации студентов рассматривается как разрешение внутренних противоречий «Я-концепции». Решение этой проблемы происходит в рамках консультирования по вопросам субъективной составляющей здоровья.

Заключение. Делается вывод о том, что у студентов существуют субъективные предпосылки, нарушающие психологическую адаптацию. Для достижения внутренней целостности через устранение противоречий «Я-концепции» необходима им консультативная помощь по вопросам субъективной составляющей здоровья, направленная на оздоровление студентов, через достижение их внутренней целостности.

Ключевые слова

«Я-концепция»; консультативная деятельность; адаптация; психолого-педагогические условия; психологическое состояние

Основные положения

– выявлены особенности психологической адаптации студентов педагогического вуза;

– определена структура психологической адаптации;

– выявлены субъективные предпосылки формирования психологической адаптации студентов как основы сохранения их здоровья и психолого-педагогические условия, способствующие этой адаптации;

– обоснована консультативная деятельность по вопросам субъективного здоровья как средство профилактики и разрешения проблемы психологической адаптации студентов.

Цитировать публикацию

Валеева, Г. В.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ [Текст] / Г. В. Валеева, З. И. Тюмасева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  3 (163). — С. 218-238. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.013.

Библиографический список

1. Особенности психологической адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза / А. Н. Захарова [и др.] // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 2. С. 90–98.

2. Ахметзянова А. И. Феномен социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной науке: история изучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 5–10.

3. Хонелидзе Д. С., Родин Ю. И., Сорокоумова С. Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-4-9.

4. Гвоздев В. А. Межуровневое взаимодействие показателей психологической адаптации человека в осложненных условиях жизненной среды [Элект-

 

ронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал». 2017. Т. 5. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PSMN517.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

5. Суханов А. А. Анализ понимания адаптации человека в отечественных психологических исследованиях // Гуманитарный вектор. 2011. Вып. 2. С. 201–205. (Педагогика, психология).

6. Леонова Е. В. Становление субъектности школьников и студентов в формальном, неформальном и информальном образовании // Психология обучения. 2018. № 9. С. 55–69.

7. Жесткова Н. А. Сущность и структура понятия «психическое здоровье человека» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 3 (35). С. 384–392.

8. Валеева Г. В., Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Комплексное изучение субъективной составляющей здоровья // Ученые записки Санкт-Петербургского государст-венного института психологии и социальной работы. 2015. Т. 23. Вып. 1. С. 53–59.