Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья содержит описание актуальности и значимости проблемы развития понимания текста как функции, проходящей активное перестроение и развитие в процессе освоения субъектом программы высшего образования. Представлены текущие подходы и модели оценки понимания текстов, освещены группы факторов формирования свойств понимания текстов, согласно современным концепциям, представлены результаты экспериментального исследования свойств понимания текстов на основании семантической структуры текстов в модели латентного размещения Дирихле (LDA). Цель статьи — раскрыть и обосновать возможность рассмотрения развития понимания текстов как нелинейного процесса, подвергающегося изменениям в рамках освоения программы высшего образования и показать структуру свойств понимания текстов в процессе освоения высшего образования.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по тематике асессмента понимания текстов и способам оценки результатов понимания текстов после прочтения, исследование степени и свойств понимания текстов на модели Latent Dirichlet Allocation, а также методы статистической обработки данных.
Результаты. Представлены данные сравнительного исследования современных способов оценки понимания текстов и сформированы выводы о наиболее перспективных методах оценивания понимания текстов с иллюстрацией разработанной автором модели оценивания понимания текстов на основании семантических предс-тавлений текстовых документов в пространстве Latent Dirichlet Allocation; получены данные о нелинейности свойств понимания текстов субъектами в процессе освоения высшего образования и картина внутренних связей данных свойств у испытуемых согласно стадиальности освоения высшего образования.
Обсуждение. Уточняется специфика взаимосвязей свойств основных когнитивных функций субъектов и результатов метрик методики оценки понимания текстов, приводятся пересечения с современными теоретическими представлениями и моделями процессов формирования репрезентативных структур в процессе чтения текста.
Заключение. Делается вывод о продолжении развития функции понимания текстов далее периода формирования абстрактно-логического мышления, раскрывается специфика вклада высшего образования в формирование данного процесса.
понимание текстов; репрезентации; психология мышления; психология чтения; генезис понимания; когнитивные процессы; образование; когнитивно-репрезентативные структуры
– определены основные подходы к оценке понимания текстов;
– предложена наиболее оптимальная методика решения задачи по определению степени понимания текстов, способная к стандартизации на широких объемах текстов вне зависимости от их тематики и структуры, а также к автоматизации её использования;
– представлены результаты экспериментального исследования выражения и внутренних связей метрик понимания текстов, отражена и объяснена специфика данных взаимосвязей.
Свердлов, С. А. РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) [Текст] / С. А. Свердлов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 3 (163). — С. 273-286. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.163.3.017.
1. Воронин В. М., Ицкович М. М. Понимание и ценности (норма и патология) : монография. Екатеринбург : Издательский Дом «Ажур», 2018. – 306 с.
2. Шаповал С. А. Понимание текстов как результат решения учебных филологических задач : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. –28 с.
3. Знаков В. В. Субъектно-аналитический подход в психологии понимания // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 42. С. 12.
4. Знаков В. В. Три традиции психологических исследований — три типа понимания // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 14–23.
5. Воронин В. М., Курицин С. В., Наседкина З. А. Автоматический анализ объяснений учащимися нарративного текста // Гуманизация образования. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomaticheskiy-analiz-obyasneniy-uchaschimisya-narrativnogo-teksta (дата обращения: 22.02.2021).
6. List, A., & Alexander P.A. (2017), “Analyzing and integrating models of multiple text comprehension”, Educational Psychologist, 52, 143–147. DOI: 10.1080/00461520.2017.1328309.
7. List, A., & Alexander, P. A. (2017), “Cognitive affective engagement model of multiple source use”, Educational Psychologist, 52, 182–199. DOI: 10.1080/00461520.2017.1329014.
8. Strømsø H.I. (2017), “Multiple models of multiple-text comprehension: a commentary”, Educational Psychologist, 52, p. 216–224. DOI: 10.1080/00461520.2017.1320557.
9. Hahnel C., Schoor C., Kröhne U., Goldhammer F., Mahlow N. & Artelt C. (2019), “The role of cognitive load for university students’ comprehension of multiple documents”, Zeitschrift für Pädagogische Psychologie, 33, 105–118. DOI: 10.1024/1010-0652/a000238.
10. Hahnel C., Kröhne, U., Goldhammer F., Schoor C., Mahlow N. & Artelt C. (2019), “Validating process variables of sourcing in an assessment of multiple document comprehension”, British Journal of Educational Psychology, 89, 524–537. DOI: 10.1111/bjep.12278.
11. Florit E., Cain K. & Mason L. (2019), “Going beyond children’s single-text comprehension: the role of fundamental and higher-level skills in 4th graders’ multiple-document comprehension”, British Journal of Educational Psychology, 90, 449–472. DOI: 10.1111/bjep.12288.
12. Kintsch W., Praful M. (2011), “The Construction of Meaning”, Topics in Cognitive Science, 3 (2), 346–370.
13. Elleman A.M. & Oslund E.L. (2019), “Reading Comprehension Research: Implications for Practice and Policy”, Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences, 6 (1), 3–11. DOI: 10.1177/2372732218816339.
14. Образование в России 2017 : cтатистический бюллетень / Т. Н. Аликулова [и др.]. М. : Московский технологический университет, 2017. – 444 с.
15. Синтаксически и семантически аннотированный корпус русского языка: современное состояние и перспективы / Апресян Ю. Д. [и др.] // Национальный корпус русского языка: 2003–2005. М. : Индрик, 2005, 193–214.
16. Образование в цифрах 2019 : краткий статистический сборник / Н. В. Бондаренко [и др.] ; Национально-исследовательский университет «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с. – ISBN 978-5-7598-1993-6.
17. Blei D.M., Ng A.Y. & Jordan M.I. (2003), “Latent Dirichlet allocation”, Journal of machine learning research, 3, 993–1022.