Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 3 (169) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.84.65.009
УДК: 42/49(07) : 378.9
ББК: 81.2-9: 74.480.26
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме формирования социокультурной компетенции будущих педагогов-бакалавров.

 

Данная компетенция  трактуется авторами как многоуровневое образование, охватывающее лингвистический, культурологичес-кий, социолингвистический, социально-психологический и эмотивно-рефлексивный аспекты. Авторы утверждают, что целенап-равленная работа над данными аспектами социокультурной компетенции позволит повысить уровень готовности к эффективному и психологически комфортному межкультурному общению, осоз-нать себя как представителя определённой социокультурной груп-пы и уметь принять особенности иного социокультурного поля.

Материалы и методы. В статье нашли отражение дидактические решения формирования социокультурной компетенции, а именно: применение аутентичных материалов, интерактивных форм работы (кейс-метод, метод конкретных ситуаций, онлайн-квиз, виртуальное путешествие), которые приводят к формированию социокультурной компетенции на достаточном уровне, что соответствует законодательным актам Российской Федерации в сфере высшего образования, а также Федеральному государственному стандарту высшего образования.

Результаты. Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета доказал, что внедрение в образовательный процесс специально разработанных блоков заданий позволяет сформировать социокультурную компетенцию на необходимом и достаточном уровне. Обучающиеся, опираясь на знания лингвострановедческого характера, умеют подбирать адекватные социокультурному полю вербальные и невербальные средства межкультурного общения, владеют коммуникативными поведенческими образцами для успешного межкультурного общения.

Обсуждение. Авторы обобщают результаты контент-анализа работ ученых по проблеме формирования социокультурной компетенции обучающихся, которая достаточно широко освещается в современной педагогической науке. Делается вывод о важности формирования социокультурной компетенции у будущих учителей иностранного языка в аспекте их подготовки к межкультурному взаимодействию.

Заключение. Многолетняя практическая деятельность по подготовке будущих учителей иностранного языка подтвердила эффективность целенаправленной работы по формированию социокультурной компетенции и необходимость внедрения в образовательный процесс систематической работы над всеми аспектами такого многоуровневого образования как социокультурная компетенция.

Ключевые слова

социокультурная компетенция; лингвистический аспект; культурологический аспект; социолингвистический аспект; социально-психологический аспект; эмотивно-рефлексивный аспект; аутентичные материалы; кейс-метод; метод конкретных ситуаций; онлайн-квиз; будущий учитель; будущий учитель иностранного языка; педвуз

Основные положения

– определены составляющие социокультурной компетенции: лингвистический, культурологический, социолингвистический, социально-психологический и эмотивно-рефлексивный аспекты;

– разработаны три блока заданий для поэтапного формирования социокультурной компетенции;

– основной акцент сделан на применении интерактивных методов, что придаёт практико-деятельностную ориентацию процессу обучения иностранному языку.

Цитировать публикацию

Райсвих, Ю. А.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / Ю. А. Райсвих, Е. А. Бароненко, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  3 (169). — С. 187-208. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.84.65.009.

Библиографический список

1. Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю., Буланов П. Г. Формирование глобальных компетенций в процессе профессиональной подготовки переводчиков // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 1 (167). С. 20–31.

2. Гришенко В. Д., Онищенко Ю. Ю., Воронкова Т. П. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Педагогическое образование и наука. 2020. № 2. С. 51–54.

3. Структура цикла квазимежкультурных тренингов в системе психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки студентов к поликультурному взаимодействию / Бароненко Е. А. [и др.] // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 3. С. 80–89.

4. Роговская Н. И. Социокультурная компетенция как эффективное средство формирования познавательного интереса к иностранному языку у студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (156). С. 53–57.

5. Дворцова А. Н., Акиншева И. П. Социокультурная компетенция как средство реализации принципа культуросообразности в процессе обучения китайскому языку // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 1 (26). С. 97–100.

6. Вяликова Г. С., Леонова А. В., Финикова Ю. Б. Стимулы формирования социокультурной компетенции будущего учителя // Педагогическое образование и наука. 2018. № 1. С. 75–79.

7. Гриднева Н. А. Формирование профессиональной этики в процессе обучения иностранному языку: потенциал диалога культур // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2020. № 2 (41). С. 7–12. (Педагогика, психология).

8. Романова Г. А. Характеристики образовательной среды вуза как пространства развития социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзии // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 144–150.

9. Шишлова Е. Э. Концептуальные основы реализации социокультурного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза // Глобальный научный потенциал. 2019. № 9 (102). С. 107–110.