Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 3 (169) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.60.41.001
УДК: 373.1
ББК: 74.204
Н. И. Аркаева ORCID
Кандидат психологических наук, методист, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 67 г. Челябинск», г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Леонова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Боровская ORCID
Старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается опыт региональной инновационной площадки МАОУ «Лицея № 67 г. Челябинск» в рамках научно-прикладного проекта «Целевая модель института наставничества в условиях создания комфортной образовательной среды для социальной и учебной активности обучающихся». Авторы представляют концепцию разработки целевой модели наставничества в форме «учитель – ученик» и в форме «ученик-ученик», обеспечивающей эффективность организации наставничества в общеобразовательной школе в современных условиях.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили работы, посвященные концептуальным подходам к проблеме моделирования образовательных процессов; научные статьи, посвященные проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу, типовые положения о наставничестве; документы в сфере общего образования. Основными методами исследования являются анализ научной и методической литературы по проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу; структурно-системный анализ; моделирование.

Результаты. Разработаны инновационные целевые модели в таких формах наставничества, как: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Целевые модели обеспечивают создание и реализацию программ наставничества, направленных на формирование личности, на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию, устранение образовательных дефицитов путем передачи опыта от наставника к наставляемому. Целевые модели наставничества отражают специфику лицея, отвечают его текущим актуальным потребностям.

Обсуждение. На основе целевых моделей разработаны программы наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик». Предварительная диаг-ностика в ходе реализации программы показала достаточно большую степень готовности учащихся лицея участвовать в программе наставничества, что вместе с созданием условий, предусмотренных в целевой модели, обеспечит решение задач инновационного проекта.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной целевой модели наставничества будет способствовать формированию положи-

тельной мотивации всех участников образовательных отношений на фоне удовлетворенности условиями и результатами образовательной деятельности.

Ключевые слова

целевая модель наставничества, наставник, наставляемый, личностное развитие школьников, социальная активность, учебная активность, образовательные дефициты школьников, системный подход, личностно ориентированный подход, комплексный подход, аксиологический подход

Основные положения

– теоретико-методологической основой построения целевой модели наставничества обучающихся является сочетание системного, комплексного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов, обеспечивающих возможность всестороннего изучения проблемы для достижения поставленной в исследовании цели;

– разработка целевых моделей наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик» направлена на создание условий для устранения образовательных дефицитов у обучающихся, проблем с социализацией и развития их личностных качеств в конкретной общеобразовательной школе.

Цитировать публикацию

Аркаева, Н. И.  ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ [Текст] / Н. И. Аркаева, Е. А. Леонова, Е. В. Боровская, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  3 (169). — С. 7-34. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.60.41.001.

Библиографический список

1. Федосеева Л. А. Концепция педагогического воспитания Е. В. Бондаревской [Электронный ресурс] //  Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 . URL: https:// web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 21.06.2022).

2. Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Формирование основ ценностных ориентаций современных подростков вовлечения в практики наставничества // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1. – С. 197–209

3. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Эволюция системы наставничества в педа-гогической практике // Вестник Мининского университета, 2018. Т. 6, № 4. С.11–25.

4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.

5. Булаева Н. А., Шулов В. И., Дорогавцев А.В. Популяризация наставничества как действенного инструмента повышения качества образования // Вопросы науки и образования. 2020. № 22. С. 13–22.

6. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в со-временной системе образования // Проблемы и перспективы развития обра-зования: материалы IV международной научной конференции, июль 2013 года. – Пермь : Меркурий, 2013. – С. 5–7.