Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается опыт региональной инновационной площадки МАОУ «Лицея № 67 г. Челябинск» в рамках научно-прикладного проекта «Целевая модель института наставничества в условиях создания комфортной образовательной среды для социальной и учебной активности обучающихся». Авторы представляют концепцию разработки целевой модели наставничества в форме «учитель – ученик» и в форме «ученик-ученик», обеспечивающей эффективность организации наставничества в общеобразовательной школе в современных условиях.
Материалы и методы. Материалом для публикации послужили работы, посвященные концептуальным подходам к проблеме моделирования образовательных процессов; научные статьи, посвященные проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу, типовые положения о наставничестве; документы в сфере общего образования. Основными методами исследования являются анализ научной и методической литературы по проблеме внедрения наставничества в общеобразовательную школу; структурно-системный анализ; моделирование.
Результаты. Разработаны инновационные целевые модели в таких формах наставничества, как: «учитель-ученик», «ученик-ученик». Целевые модели обеспечивают создание и реализацию программ наставничества, направленных на формирование личности, на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию, устранение образовательных дефицитов путем передачи опыта от наставника к наставляемому. Целевые модели наставничества отражают специфику лицея, отвечают его текущим актуальным потребностям.
Обсуждение. На основе целевых моделей разработаны программы наставничества «ученик-ученик», «учитель-ученик». Предварительная диаг-ностика в ходе реализации программы показала достаточно большую степень готовности учащихся лицея участвовать в программе наставничества, что вместе с созданием условий, предусмотренных в целевой модели, обеспечит решение задач инновационного проекта.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной целевой модели наставничества будет способствовать формированию положи-
тельной мотивации всех участников образовательных отношений на фоне удовлетворенности условиями и результатами образовательной деятельности.
целевая модель наставничества, наставник, наставляемый, личностное развитие школьников, социальная активность, учебная активность, образовательные дефициты школьников, системный подход, личностно ориентированный подход, комплексный подход, аксиологический подход
– теоретико-методологической основой построения целевой модели наставничества обучающихся является сочетание системного, комплексного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов, обеспечивающих возможность всестороннего изучения проблемы для достижения поставленной в исследовании цели;
– разработка целевых моделей наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик» направлена на создание условий для устранения образовательных дефицитов у обучающихся, проблем с социализацией и развития их личностных качеств в конкретной общеобразовательной школе.
Аркаева, Н. И. ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ [Текст] / Н. И. Аркаева, Е. А. Леонова, Е. В. Боровская, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 3 (169). — С. 7-34. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.60.41.001.
1. Федосеева Л. А. Концепция педагогического воспитания Е. В. Бондаревской [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 8 . URL: https:// web.snauka.ru/issues/2019/08/90119 (дата обращения: 21.06.2022).
2. Столбова Е. А., Цилицкий В. С. Формирование основ ценностных ориентаций современных подростков вовлечения в практики наставничества // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1. – С. 197–209
3. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Эволюция системы наставничества в педа-гогической практике // Вестник Мининского университета, 2018. Т. 6, № 4. С.11–25.
4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
5. Булаева Н. А., Шулов В. И., Дорогавцев А.В. Популяризация наставничества как действенного инструмента повышения качества образования // Вопросы науки и образования. 2020. № 22. С. 13–22.
6. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в со-временной системе образования // Проблемы и перспективы развития обра-зования: материалы IV международной научной конференции, июль 2013 года. – Пермь : Меркурий, 2013. – С. 5–7.