Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Исторические представления — это воссозданные и хранящиеся в памяти образы объектов (фактов) прошлого. В статье представлены результаты исследования особенностей исторических представлений у представителей различных возрастных групп. Выявлено, что четкость исторических представлений является наименьшей в группе молодых людей. В статье рассматриваются пути формирования исторических представлений при преподавании истории в школе.
Материалы и методы. Для изучения исторических предс-тавлений использован метод анкетирования. Респондентам было предложено вспомнить образы исторических деятелей и событий, оценить по десятибалльной шкале степень четкости этих образов, вспомнить, на основе каких источников они созданы.
Результаты. Выявлено, что четкость исторических представлений является наименьшей в группе молодых людей; у представителей и среднего, и старшего поколений четкость исторических представлений выше. У молодежи наиболее важным источником исторических представлений является учебник истории, а у представителей старшего поколения — художественная литература, кинематограф, личный опыт.
Обсуждение. Необходимо совершенствовать преподавание истории в школе. Оно должно быть ярким, основанным на наглядных и эмоционально-насыщенных образах людей и событий, но не менее важным является рациональный анализ проблемного поля, связанного с их осмыслением, сопоставление различных точек зрения, имеющихся в науке. Необходимо шире использовать возможности проектной и поисковой деятельности обучающихся, информационно-коммуникационных технологий, опираться на образы, созданные мировой художественной культурой.
Заключение. Исторические представления — важный компонент исторического знания. Необходимо повысить значимость изучения истории в школе, совершенствовать методику формирования исторических представлений.
представления; исторические представления; исторические знания; методы обучения; качество обучения
– исторические представления являются важной формой познания исторической реальности, с которой начинается процесс формирования исторических знаний и в которой он уже на завершающем этапе находит свое выражение после рационального осмысления информации;
– четкость исторических представлений является наименьшей в группе молодых людей, что говорит о необходимости совершенствования процесса исторического образования в современной школе;
– преподавание истории в школе должно быть основано на сочетании восприятия ярких образов исторических событий и рационального их осмысления, использования проектной и поисковой деятельности обучающихся, информационно-коммуникационных технологий, материалов художественной литературы и кинематографа.
Василенко, Е. А. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Е. А. Василенко, С. А. Василенко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 3 (169). — С. 76-91. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.35.68.004.
1. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе : учеб. для вузов. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 238 с.
2. Золотарев С. П. Историческое сознание как форма общественного сознания // Вестник Калмыцкого университета. 2022. №2 (54). С. 99–105.
3. Мерзлякова И. Л. Социокультурные константы и их роль в процессе формирования исторического сознания // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 5. С.13–17.
4. Матвеев О. В. Опыты добрососедства в народных исторических представлениях населения русско-адыгейского пограничья // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020. № 3 (264). С. 113–126. (Серия 1 «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология»).
5. Матвеев, О. В. Древняя Русь в народных исторических представлениях русских и белорусов: общее и особенное // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 4. С. 79–87.
6. Никольская, О. Д., Черкасова Е. Д. Система формирования исторических представлений в дошкольном детстве и педагогические условия ее эффективной реализации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2021. № 3. С. 23–34. (Образование. Педагогические науки).