Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность перехода к компетентностно-стратегическому подходу в обучении иностранным языкам, а также необходимость его индивидуализации через формирование языкового профиля обучающегося. Цель статьи —
обосновать необходимость создания языкового профиля и описать этапы его разработки.
Материалы и методы. Авторы изучили и проанализировали научную литературу, посвященную проблеме построения индивидуальной траектории при обучении иностранному языку и формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Также проанализированы дескрипторы компетенций CEFR и сопоставлены с компонентами иноязычной компетенции профессиональных стандартов.
Результаты. Авторами проведен сравнительный анализ дескрипторов коммуникативной компетенции по обновленным стандартам CEFR (2020), требований ФГОС 3++ и трудовых функций специалистов в области программного обеспечения и информационных систем, отраженные в профессиональных стандартах по данному виду деятельности. В результате сопоставительного анализа составлена сводная таблица дескрипторов ключевых блоков компетенций CEFR и их соответствия компонентам иноязычной компетенции профессиональных стандартов. Сформулированные нами обобщенные дескрипторы коммуникативной компетенции являются основой формирования языкового профиля обучающегося.
Обсуждение. Обновленная версия стандартов CEFR и переход к ФГОС ВО 3++ обусловили необходимость переосмысления основных лингводидактических категорий, а также изменения подхода к преподаванию иностранного языка. В статье обосновывается необходимость перехода от коммуникативного к компетентностно-стратегическому подходу с построением языкового профиля обучающегося по определенному направлению подготовки.
Заключение. Современные тенденции и изменения, происходящие в обществе, требуют изменений к преподаванию иностранных языков в высшей школе. Делается вывод о том, что реализация принципа индивидуализации образовательной траектории в сочетании с цифровизацией образовательного процесса позволит сформировать у будущего специалиста компетенции, обеспечивающие эффективность его профессиональной деятельности.
CEFR; глокализация; цифровизация; медиативная компетенция; плюрикультурное взаимодействие; дескрипторы коммуникативной компетенции; языковой профиль обучающегося; индивидуальная образовательная траектория
– определен порядок разработки языкового профиля обучающегося;
– разработаны элементы языкового профиля обучающегося.
Касаткина, Н. Н. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ [Текст] / Н. Н. Касаткина, Л. А. Титова, С. В. Санникова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 3 (169). — С. 138-164. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.49.49.007.
1. Council of Europe (2020), “Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment”. URL: https://coe.int/lang-cefr (дата обращения: 02.06.2022).
2. Ockey, G. (2021), “An Overview of COVID-19’s Impact on English Language University Admissions and Placement Tests”, Language Assessment Quarterly, vol. 18, no. 1, pp. 1–5.
3. Deygers B., Malone M.E. (2019), “Language assessment literacy in university admission policies, or the dialogue that isn’t”, Language Testing, no. 3, pp. 347–368.
4. Сафонова В. В. Философская бинарная оппозиция «диалог культур – не-диалог культур» в лингводидактическом рассмотрении // Преподаватель XXI века. 2018. № 2. С. 20 –39.
5. Пефтиев В. И., Титова Л. А. Глобализация: сюжеты на завтра // Теоретическая экономика. 2021. № 6. С. 143–147. DOI 10.52957/22213260_2021_6_143.
6. Сафонова В. В. Лингводидактические размышления о медиативном образовании преподавателя-исследователя в системе языковой подготовки к международному партнерству и сотрудничеству // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 151–164. DOI 10.52070/2500-3488_2021_1_838_151
7. Едличко А. И. Социальный статус английского языка в системе образования немецкоязычных стран // Вестник Московского университета.. 2018. № 2. С. 77–86. (Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»)
8. Кочетова М. Г. Английский язык и культура межнационального общения // Вестник Московского университета. 2018. № 2. С. 23–30. (Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»).
9. Ванягина М. Р Оценивание уровня владения иностранным языком в высшей военной школе // Вестник Тамбовского университета. 2021. Т. 26, № 195. C. 107–118. (Гуманитарные науки). DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-195-107-118
10. Колесников А.А. Обучение иностранным языкам в свете новых компетентностных реалий // Иностранные языки в школе. 2019. №5. С. 2–11.