Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье рассматривается проблема развития профессиональной самостоятельности студентов посредством проблемного обучения. Обладая таким профессионально важным качеством, как самостоятельность, педагог может самостоятельно и ответственно принимать решения в проблемных ситуациях различного характера.
Профессиональная самостоятельность будущего педагога рассматривается нами как активная и сознательная деятельность обучающихся, их целеустремленность и настойчивость в овладении педагогической профессией, применении психолого-педагогических и предметных теоретических знаний в практической работе, самоконтроль и самооценка своих интеллектуальных,
эмоционально-волевых качеств и педагогических способностей. Степень сформированности профессиональной самостоятельности проявляется в умении разбираться в проблемах обучения и воспитания обучающихся в соответствии со своей педагогической позицией и взглядами, планировать свою педагогическую деятельность, принимать самостоятельные решения в соответствии с собственной позицией и взглядами, нести ответственность за результаты и последствия принятых решений.
Материалы и методы. Развитие профессиональной самостоятельности обеспечивают методы и приемы проблемного обучения, использование которых способствует формированию творческих, конкурентоспособных, компетентных педагогов. Основным теоретическим методом в исследовании является анализ психолого-педагогической литературы, который позволил выявить преимущества проблемного обучения для развития самостоятельности, обосновать значение самостоятельности как профессионально важного качества, определить признаки самостоятельности. В исследовании использовались эмпирические методы, включающие наблюдение и анкетирование.
Результаты. Показана роль проблемного обучения для развития самостоятельности будущих педагогов. Рассмотрены методические приемы и этапы использования проблемного обучения в процессе развития профессиональной самостоятельности. Определены показатели сформированности самостоятельности студентов: проявление познавательной активности в учебной деятельности; наличие умений и навыков самостоятельно приобретать и применять предметные знания; способность свободно высказывать свою точку зрения, аргументировать и обосновывать свои взгляды, отстаивать свою позицию в дискуссии с оппонентом; принимать ответственные самостоятельные решения; разрабатывать алгоритм собственной деятельности, формулировать цель, продумывать последовательность действий, необходимых для дос-тижения результата, находить необходимую информацию для принятия решения профессионально-педагогических проблем.
Обсуждение. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности как профессионально важного качества педагога позволил сделать вывод о высокой актуальности рассматриваемой проблемы, подтвердил высокий психолого-педагогический потенциал проблемного обучения и его эффективность для развития самостоятельности будущих педагогов.
Использование методов проблемного обучения позволило перейти от традиционной формы проведения семинарских и практических занятий, основной целью которых является сообщение готовых теоретических знаний, к решению проблемных задач и ситуаций, отражающих реальные события образовательного процесса школы, с которыми будущий учитель может столкнуться в своей практической деятельности. Такая организация семинарских и прак-тических занятий способствует не только более глубокому и осоз-нанному усвоению теоретических знаний, но и развитию умений самостоятельной организации собственной познавательной деятельности.
Заключение. Самостоятельность как профессионально важное качество обеспечивает успешность познавательной и профессионально-педагогической деятельности будущего педагога. Развитию самостоятельности способствует использование в учеб-ном процессе методов и приемов проблемного обучения. Проблемное обучение создает условия для активизации познавательной деятельности, развития мотивации, самостоятельности обучающихся, творческого решения теоретических и практических задач, возникающих в образовательном процессе, пробуждает интерес к содержанию и методам организации учебного процесса, создает условия для саморазвития личности будущего педагога.
проблемное обучение; проблемные методы; проблемная ситуация; самостоятельность; самостоятельная работа, будущий педагог.
‒ обоснована целесообразность использования проблемного обучения как средства развития самостоятельности будущих педагогов в профессионально-педагогической подготовке в вузе;
‒ выявлены признаки самостоятельности как профессионально важного качества будущих педагогов;
‒ определены этапы использования проблемного обучения в процессе подготовки будущих специалистов;
‒ выявлены условия эффективного использования проб-лемного обучения для развития самостоятельности будущих педагогов.
Елагина, В. С. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ [Текст] / В. С. Елагина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 3 (169). — С. 112-137. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.40.11.006.
1. Мамаева В. А. Теория и практика организации самостоятельной работы студентов в вуз // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 166 ̶ 67.
2. Сорокина Л. Л. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации креативно-технологического подхода // Вестник Тамбовского университета.. 2017. Т. 22, № 5 (169). С. 88 ̶ 94. (Гуманитарные науки).
3. Свиридова Г. Ф., Тимошенко А. Ю. Особенности организации самостоятельной работы студентов — бакалавров педагогического вуз // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С 212–214.
4. Мирошниченко И. Н. Развитие самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в вузе: педагогические подходы [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии : международный научно-практический журнал. 2020. № 6 (47). URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-samostoyatelnosti-studentov-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze-pedagogicheskie-podkhody.html (дата обращения: 30.06.2022).
5. Донгаузер Е. В. Методы оптимизации самостоятельной работы студентов вуза: из опыта преподавания дисциплины «Педагогика» // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 51 ̶ 56.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / под ред. академика РАО Ксении Альбухановой. М. : Издательство АСТ, 2020. – 720 с. ISBN: 978-5-17-114740-2.
7. Махмутов М. И. Избранные труды : в 7 т. Т. 1. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / сост. Д. М. Шакирова. Казань : Магариф-Вакыт, 2016. – 423 с. ISBN 978-5-905943-94-2.
8. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1982. – 324 с.
9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 540 с. ISBN 5-222-00239-X.
10. Чибаков А. С. Проблемно-модульная технология в профессиональном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Том 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN216.pdf (дата обращения: 14.07.2022).
11. Лапшова А. В. Методы проблемно-развивающего обучения / А. В. Лапшова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 5 (47). С. 154 ̶ 159.
12. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972. 208 с.
13. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений совре-менных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. 148 ̶ 157 с.