Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 3 (169) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.30.72.002
УДК: 42/48 (07) : 378.937
ББК: 81.2-9 : 74.480.26
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. С. Солоницына ORCID
Преподаватель кафедры английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению роли внеаудиторной работы в развитии функциональной грамотности будущего

 учителя иностранного языка на примере коммуникативной деятельности в рамках работы разговорного клуба. Эта форма внеаудиторной работы по иностранному языку имеет своей целью развитие иноязычной коммуникативной компетенции, что является одной из составляющих профессиональной подготовки обучающихся и их готовности к будущей профессиональной деятельности. Авторы рассматривают особенности организации данной формы внеаудиторной работы, ее цели и дидактический потенциал.

Материалы и методы. В статье применяются такие мето-ды педагогического исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, а также анализ, обобщение и рефлексия собственного педагогического опыта авторов. Кроме того, с целью получения эмпирических данных используются опрос и анкетирование обучающихся и преподавателей.

Результаты. Уточнены понятия функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка, внеаудиторной работы по иностранному языку в педагогическом вузе. Выявлена связь функциональной грамотности и иноязычной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка. Рассмотрены специфика, роль и аспекты коммуникативной деятельности обучающихся в рамках разговорного клуба как формы внеаудиторной работы, выявлено влияние регулярных занятий в клубе на развитие функциональной грамотности студентов.

Обсуждение. Функциональная грамотность будущего учителя иностранного языка может эффективно развиваться при ус-ловии интеграции аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Овладение студентами иноязычной коммуникативной компетен-цией как составляющей функциональной грамотности происходит более успешно, если они вовлечены во внеаудиторную коммуникативную деятельность в формате разговорного клуба.

Заключение. Внеаудиторная работа в форме разговорного клуба на факультете иностранных языков вносит значительный вклад в развитие функционально грамотной личности будущего учителя иностранного языка, расширяет его коммуникативный потенциал, способствует формированию его профессионально значимых качеств и в целом повышает уровень профессионально-педагогической иноязычной подготовки обучающегося.

Ключевые слова

внеаудиторная работа; разговорный клуб; иноязычная коммуникативная компетенция; будущий учитель иностранного языка; функциональная грамотность; профессиональная педагогическая подготовка

Основные положения

– одной из целей профессиональной педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка является развитие его функциональной грамотности;

– специфика функциональная грамотности будущего учителя иностранного языка заключается в овладении им иноязычной коммуникативной компетенцией;

– иноязычная коммуникативная компетенция будущего учителя иностранного языка развивается не только в ходе аудиторных занятий, но и в процессе внеаудиторной работы по иност-ранному языку;

– одной из наиболее эффективных форм внеаудиторной работы по иностранному языку является разговорный клуб.

Цитировать публикацию

Афанасьева, О. Ю.  ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, А. С. Солоницына, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  3 (169). — С. 35-54. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.30.72.002.

Библиографический список

1. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б., Литвинов А. В. Внеаудиторная работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию // Акмеология. 2016. № 4 (60). C. 225–231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v

neauditornaya-rabota-kak-faktor-formirovaniya-u-studentov-interesa-k-samoobrazo

vaniyu (дата обращения: 03.08.2022).

2. Костарева Е. А. Внеаудиторная самостоятельная работа как средство интенсификации процесса обучения студентов профессионально-ориентированному английскому языку на неязыковых факультетах в вузе (специальность «Экология») // Развитие образования. 2020. № 1 (7). С. 51–54. DOI 10.31483/r-74735.

3. Белокурова Е. С., Панкина. И. А., Севастьянова А. Д. Значение внеаудиторной работы студентов в подготовке конкурентоспособных специалистов // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество — 2019 : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19–20 августа 2019 года. Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2019. С. 223–226.

4. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку для студентов-юристов в неязыковом вузе // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5–1. С. 201–205. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35885 (дата обращения: 07.09.2022).

5. Ларионова Е. В. Внеаудиторная деятельность как способ повышения мотивации студентов к изучению английского языка // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. №  3. С. 114–119.

6. Антонова А. В. Методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе внеаудиторной работы // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 36–43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-budusche

go-uchitelya-istorii-v-protsesse-vneauditornoy-raboty (дата обращения: 07.09.2022).

7. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г.  Целеполагательные ориентиры подготовки будущих учителей иностранного языка в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (167). С. 150–162. DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.010.