Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В стремительно меняющихся экономико-политических условиях проблема брачно-семейного поведения студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных в сов-ременной науке. Цель исследования — изучить представления о будущей супружеской роли у юношей и девушек, различающихся по степени выраженности ответственности на разных этапах возрастного развития.
Материалы и методы. Использованы теоретический обзор литературы, психодиагностический метод, сравнительный анализ статистических данных. Эмпирическое исследование проводилось с помощью психодиагностических методик: многомерно-функциональная диагностика ответственности В. П. Прядеина, модифицированный вариант методики семантического дифференциала И. Л. Соломина, проективная методика «Незаконченные предложения», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой. На основе корреляционного анализа выявлено содержание образов «Я — будущий муж», «Я — будущая жена» у юношей и девушек, различающихся по степени выраженности ответственности.
Результаты. Полученные результаты выявляют различия в структурно-содержательных характеристиках образа будущей супружеской роли в представлениях студентов в зависимости от пола, возраста и степени выраженности ответственности. В представлениях студентов о супружеской роли выявлены искажения. Так, юноши с выраженным показателем ответственности в возрасте от 17 до 19 лет в образе «Я — будущий муж» низко оценивают интимно-сексуальные отношения в браке. У девушек с невыраженным показателем ответственности в ранней зрелости в содержании образа «Я — будущая жена» наблюдается негативное отношение к совместному семейному отдыху и досугу.
Обсуждение. Установлено, что связь ответственности и образно сконструированного содержания представлений о супружеской роли обусловлена полом респондентов. У юношей с высокой степенью выраженности ответственности образ «Я — будущий муж» отличается наполненностью, устойчивостью элементов ког-нитивного компонента, актуализацией эмоционально-поведенчес-кой составляющей. У девушек наблюдается нелинейная связь степени выраженности ответственности и характеристик представлений о будущем супружестве. В группе девушек с ситуативным проявлением ответственности содержание образа «Я — будущая жена» отличается наибольшей сложностью, сформированностью когнитивного компонента, наполненностью элементами эмоциональной составляющей, тесной связью с представлениями о материнстве.
Заключение. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в рамках концепции воспитательной работы со студентами цифрового поколения, планировании мер гармонизирующего воздействия в ходе психокоррекционной работы с имеющимися представлениями о супружеской роли, которые будут выступать в качестве ориентировочной основы осваиваемого супружеского поведения в будущем.
образ социальной роли; Я — будущий муж; Я — будущая жена; ориентировочная деятельность, ответственность; возрастно-психологический подход
– в группе юношей с выраженным показателем ответственности возрастная динамика представлений о будущей супружеской роли характеризуется устойчивостью элементов когнитивного компонента;
– развитие ответственности у юношей в возрасте 17–19 лет способствует конструированию целостного образа «Я — будущий муж»;
– в группе девушек с ситуативным проявлением ответственности содержание образа «Я — будущая жена» отличается наибольшим разнообразием, устойчивостью когнитивной составляющей, отдельных элементов эмоционального и поведенческого компонентов;
– наличие искажений, неустойчивость формирования эмоционального и поведенческого компонентов в представлениях о будущей супружеской роли требует целенаправленного формирования адекватных, реалистичных представлений о характере социальной роли.
Мерзлякова, С. В. ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СУПРУЖЕСКОЙ РОЛИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ [Текст] / С. В. Мерзлякова, Н. В. Бибарсова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 3 (169). — С. 274-305. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.99.60.013.
1. Захарова Е. И. Представления о характере социальной роли, как средство ориентировки в ее исполнении // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 38–41. (Scopus, WoS).
2. Бережная А. М., Лукьяненко Е. С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек // Российский психологический журнал. 2016. № 1 (13), С. 29–39. (Scopus).
3. Нозикова Н. В. Анализ функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 65–77. DOI 10.17759/chp.2018140108 (Scopus, WoS).
4. Добряков И. В., Горьковая И. А., Микляева А. В. Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью методики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи) // Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. С. 78–90. DOI: 10.17223/17267080/76/5 (Scopus, WoS).
5. Самохвалова А. Г., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н., Шипова Н. С., Асриян Э. В. Структурнофункциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4, 47–63. DOI 10.21702/rpj.2021.4.4 (Scopus).
6. Mikucka M., Arranz Becker O., & Wolf C. (2021), “Revisitingmarital health protection: Intraindividual health dynamics around transition to legalmarriage”, Journal of Marriage and Family, vol. 83 (5), pp. 1439–1459. DOI 10.1111/jomf.12784.
7. Цветкова Н. А., Рыбакова А. И. Особенности межличностных отношений с отцом у девушек, страдающих любовной аддикцией // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 3. С. 116–142. DOI 10.21702/rpj.2018.3.6 (Scopus).