Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 3 (169) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.60.68.012
УДК: 37.032
ББК: 74.00
Л. М. Лапшина ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. С. Коробинцева ORCID
Преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предмет-ных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
Аннотация

Введение. В статье обоснована необходимость организации процесса психологического сопровождения школьников с задержкой психического развития (ЗПР) на этапе перехода из начальной школы в основное звено как эффективные формы профилактики школьной и социальной дезадаптации. Представлены данные сравнительного анализа результатов исследования уровня школьной тревожности у обучающихся с ЗПР и школьников с условновозрастной нормой развития; определены основные проявления школьной тревожности; охарактеризованы особенности школьной тревожности у обучающихся с ЗПР.

Материалы и методы. Методологические позиции теоретико-экспериментального исследования определены на основе принципиальных положений отечественной психологии об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка. Основу теоретического метода составил анализ классической и современной научной литературы по изучаемому вопросу. Основным экспериментальным методом исследования стало тестирование с использованием «Опросника школьной тревожности Филлипса».

Результаты. Изложено современное понимание термина «школьная тревожность», которая выражается в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе. Подобраны методы выявления основных проявлений тревожности у обучающихся с ЗПР, изучены внешние проявления тревожности, а также обоснована необходимость психологического сопровождения периода адаптации обучающихся с ЗПР при переходе из начальной школы в общее звено. Показана необходимость формирования у школьников с ЗПР знаний, умений и навыков, способствующих повышению результативности учебной деятельности, а также повышению самооценки и мотивации.

Обсуждение. Адаптационный период при переходе из на-чальных классов в основное звено — важный этап в жизни школьника. Значительные изменения школьного режима, объема и уровня знаний, которые переживает ребенок в этот период, требуют от его психики и организма в целом серьезных усилий, поэтому его традиционно в педагогической теории и практике рассматривают как период оказания помощи и поддержки ученику. Данная проблема, рассматриваемая относительно обучающихся с ЗПР (у которых острота педагогического момента осложняется спецификой структуры дефекта), выводит ее решение на уровень необходимости организации психологического сопровождения детей в данный период.

Именно психологическое сопровождение, направленное на понижение уровня школьной тревожности у обучающихся с ЗПР на этапе перехода из начальной школы в основное звено, является профилактикой риска срыва адаптационного периода. Отсутствие в это время помощи делает проблематичным освоение в полном объеме образовательной программы.

Заключение. В результате исследования сделан вывод о неоднородности показателей школьной тревожности у детей с ЗПР и детей с условно-возрастной нормой психического развития. Обоснована необходимость психологического сопровождения школьников с ЗПР на этапе перехода из начальной школы в основное звено, в частности преодоление школьной тревожности как важного составляющего психологического сопровождения ученика на психофизиологическом, индивидуально-психологическом, личностном и социальном уровнях.

Ключевые слова

психическое состояние школьной тревожности; школьники с задержкой психического развития; психологическое сопровождение; адаптационный период; профилактика срыва адаптации.

Основные положения

– определено современное понимание ключевых понятий исследования: школьная тревожность, школьники с задержкой психического развития, психологическое сопровождение, адаптационный период, профилактика срыва адаптации;

– охарактеризованы особенности проявления школьной тревожности у обучающихся с ЗПР;

– определена высокоинформативная методика изучения школьной тревожности у детей с ЗПР на этапе перехода из начальной школы в основное звено;

– выявлены значительные расхождения в показателях уровня и особенностей проявления школьной тревожности у детей с ЗПР и детей с условно-возрастной нормой развития;

– обоснована необходимость психологического сопровождения школьников с ЗПР на этапе перехода из начальной школы в основное звено как профилактика срыва адаптационного периода. 

Цитировать публикацию

Лапшина, Л. М.  ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ [Текст] / Л. М. Лапшина, М. С. Коробинцева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  3 (169). — С. 251-273. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.60.68.012.

Библиографический список

1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития : дис. ... д. психол. наук. М : 2017. – 263 с.

2. Коробейников И. А. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. № 2 (10). С. 239-252. DOI 10.17759/cpse.2021100213.

3. Сорокоумова С. Н. Специфика психологического сопровождения детского развития в инклюзивном образовании // Инициативы XXI века. 2014. № 4. С. 121–123.

4. Лапшина Л. М. Нейрофизиологический аспект сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды : материалы VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 11–13 сентября 2018 года. Челябинск, 2018. С. 282–283.

5. Цилицкий В. С. Формирование готовности будущих педагогов к тьютерском деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2018. – 203 с.

6. Коробинцева М. С. Особенности овладения навыком чтения младшими школьниками с задержкой психического развития // Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования : сборник статей XI международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск, 25–26 сентября 2019 года. Челябинск, 2019. С. 348–352.