Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 3 (169) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.17.72.011
УДК: 151.8 : 613.4 (07)
ББК: 88.40 : 51.204
Г. В. Валеева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
З. И. Тюмасева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность психологической готовности преподавателей педагогического вуза к де-ятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности. Описываются внутренние ресурсы и препятствия ее формирования, которые выделены на основе иерархической системы компонентов психологической готовности. Проанализирован уровень развития готовности препо-давателей к деятельности, направленной на формирование у студентов — будущих учителей культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности. Цель статьи – выявить ресурсные и проблемные зоны преподавателей педагогического вуза; проанализировать и обосновать актуальный уровень психологической готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности; на основе проведенного исследования предложить пути коррекции проблемных зон преподавателей педагогического вуза.  

Материалы и методы. В процессе проведенного исследования использован логико-теоретический анализ психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы, посвященной проблемам безопасности и здоровья; диагностические методики, включающие: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование. Математические методы статистической обработки данных позволили обобщить полученные результаты.

Результаты. Ресурсные зоны здоровья преподавателей выражены через субъективные показатели в пределах нормы, а проблемные зоны – через субъективные показатели в переходной зоне. Психоэмоциональное состояние является ресурсом для преподаватели педагогического вуза. Однако ценностно-мотивационная сфера находится в переходной зоне. Кроме того, исследование показало, что более половины преподавателей считают, что им не хватает умений выстраивать гармоничные межличностные отношения.

Обсуждение. Выявлено, что психоэмоциональные показатели (тревожность, истощение фрустрация, ригидность), являются ресурсными. Внутренними барьерами развития психологической готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности являются низкая мотивация к личным изменениям и ориентация на достижение душевного покоя. Показателем сформированности этой готовности является умение управлять своим образом жизни.

Заключение. Делается вывод о том, что эгоцентрический характер ценностей формирует зависимость от сиюминутных задач. Эта зависимость в сочетании с низкой мотивацией к личным изменениям и ориентацией на достижение душевного покоя является субъективной предпосылкой, снижающей уровень психологической готовности к этой. Технология консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья рассматривается как апробированный способ коррекции выявленных субъективных предпосылок.

Ключевые слова

здоровье; культура здоровья; безопасность жизнедеятельности; психологическая готовность; проблемные и ресурсные зоны

Основные положения

– показана внутренняя связь понятий «культура здоровья», «безопасная жизнедеятельность» и «оздоровительная деятельность»;

– выявлены психологические особенности готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Цитировать публикацию

Валеева, Г. В.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Г. В. Валеева, З. И. Тюмасева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  3 (169). — С. 235-250. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.17.72.011.

Библиографический список

1. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Технология консультирования в области субъективного здоровья : монография. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 238 с.

2. Арестова О. Н., Митина О. В., Чукарин Б. А. Уровень эмоционального благополучия и строение иерархии личностных ценностей // Вопросы психологии. 2021. № 3 (17). С. 85–93.

3. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога : монография. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2008. – 192 с.

4. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 57–66.

5. Эйдельман Г. Н., Сергиенко Е. А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. № 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.07.2022).

6. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы// Вестник РГГУ. 2017. № 4 (10). С.98- 110. (Психология. Педагогика. Образование).

7. Зотова О. Ю., Тарасова Л. В., Карапетян Л. В. Психологическая безопасность пожилых людей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 88–98.

8. Калегина Ю. В. Исследование ценностных ориентиров развития культуры безопасности студентов // Безопасность жизнедеятельности. 2022. № 4 (256). С. 46–56.

9. Костенок П. И., Коняхина Г. П. Философия безопасности как методологическое основание педагогического решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 19–30.