Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В современном обществе билингвизм становится ведущей тенденцией языкового развития. Проблема двуязычия приобретает актуальность для многих образовательных организаций, а значит, задачей школы становится организация грамотного психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей с билингвизмом в среде русскоговорящих сверстников. В статье представлены результаты исследования уровня социальной адаптации обучающихся с двуязычием, анализируются факторы, влияющие на успешность социализации детей к незнакомым условиям, описаны элементы программы психологического сопровождения обучающихся, которые способствуют приобщению к новым социокультурным условиям. Цель статьи — обосновать авторскую позицию и систему оценивания уровня социальной адаптации обучающихся с билингвизмом, обосновать эффективность форм и методов психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательной организации.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвящённой изучению вопроса двуязычия, особенностям процесса адаптации обучающихся с билингвизмом, наблюдение, исследование индивидуальных особенностей обучающихся с трудностями восприятия неродного языка, выявление и анализ проблем социализации билингвов в новых условиях обучения и проживания. В исследовании использованы диагностические методики, направленные на изучение личностных особенностей школьников-билингвов, процесса их адаптации, психологического климата в коллективе, эмоционального отношения обучающихся к школе, сверстникам, учителям.
Результаты. В результате исследовательской деятельности отобраны, адаптированы и апробированы диагностические методики для определения уровня социальной адаптации обучающихся, также подобраны эффективные направления, методы и формы психолого-педагогического сопровождению обучающихся с двуязычием, способствующие их успешной социализации. В ходе экспериментальной работы психологами, учителями начальных классов, учителями-логопедами образовательной организации разработаны методические рекомендации по проведению коррекционных занятий во внеурочной деятельности с учетом специфики выстраивания коммуникаций детьми с билингвизмом, что способствовало формированию навыков общения на русском языке в различных ситуациях (бытовые, учебные, общение со сверстниками и взрослыми). Организованное психолого-педагогическое сопровождение помогло ученикам легче адаптироваться в образовательной организации и включиться в учебный процесс.
Обсуждение. Подчёркивается, что результаты наблюдений специалистов и исследования подтверждают необходимость организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с билингвизмом для их успешной социальной адаптации и приобщения к новым социокультурным условиям. Включенность и информированность всех участников образовательного процесса в сопровождение школьников с билингвизмом будет отражаться на способностях детей преодолеть чувство страха, тревожность перед необходимостью взаимодействовать с русскоговорящими одноклассниками, на возможностях учеников участвовать в ходе фронтальной работы на уроках. Адаптация обучающихся с билингвизмом важна для их семей, в которых они начинают выполнять роль переводчика, тьютора для своих, не говорящих на русском языке, членов семей.
Заключение. Делается вывод о том, что комплексная и слаженная работа всех участников образовательных отношений в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с билигвизмом способствует успешной социальной адаптации и благоприятно отражается на развитии каждого обучающегося в условиях образовательной деятельности. Ученики становятся активными, заинтересованными членами классного коллектива, у них формируется в целом положительное отношение к обучению, к школе. Однако, стоит заметить, что некоторые элементы тревожности, эмоциональной напряженности, агрессивности, снижения интереса к выполняемой деятельности остаются после окончания начальной школы, что и становится предметом проведения коррекционной работы педагогом-психологом на второй ступени получения образования обучающимися с билингвизмом.
дети с ограниченными возможностями здоровья; социальная адаптация; билингвизм; двуязычие, психолого-педагогическое сопровождение; социокультурные условия
– описаны подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с билингвизмом в решении вопросов их адаптации и социализации в образовательной организации;
– отобран и описан диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей обучающихся с билингвизмом, их эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, адаптационных механизмов;
– представлены практики реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с билингвизмом в условиях общеобразовательной организации.
Резникова, Е. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С БИЛИНГВИЗМОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [Текст] / Е. В. Резникова, Ю. А. Шареева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 3 (169). — С. 306-331. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.82.58.014.
1. Бубнова И. А. Феномен билингвизма в современных социокультурных условиях // Запад-Восток: пересечение культур : научно-практические материалы II Всемирного конгресса в Японии, 2–6 октября 2019 года. Киото : Университет Киото Сангё, 2019. Т. 1. С.582–587. ISBN 978-4-905726-36-4.
2. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации / Лазуренко С. Б. [и др.] // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 1. С. 127–143. DOI 10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143.
3. Розенцвейг В. Ю. Основные вопросы теории языковых контактов // Новое в лингвистике: языковые контакты. М. : Прогресс, 1972. Вып. 6. С. 5–24.
4. Белянин В. П. Психолингвистика. М : МПСИ, 2003. – 232 с. – ISBN 978-5-89349-371-9.
5. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М : Изд-во Моск. ун-та, 1969, – 159 с.
6. Андросова Ю. В. Психологические условия формирования двуязычия у детей дошкольного возраста // Вестник СВФУ. 2013. № 1. С. 109–114.
7. Величенкова О. А. Русецкая М. Н., Лагутина А. В. Специальная педагогика и психология в полилингвальной реальности // Российский журнал исследований билингвизма. 2021. № 1. С. 31–38.
8. Боровикова М. В., Лазутина Е. А. Формирование коммуникативной и социо-культурной компетенций учащихся на примере интегрированного урока (из опыта работы) // Вестник педагогических инноваций. 2015. № 1. С. 5–14.
9. Гончарова В. А., Кац Е. Э. Особенности овладения письмом младшими школьниками – инофонами // Специальное образование : сб. материалов IХ Международной науч. конф. 24–25 апреля 2013 года. Санкт-Петербург : Издательство «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», 2013. С. 55–58. ISBN 978-5-8290-1253-3.
10. Бабкина Н. В, Коробейников И. А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития : монография. Москва : Издательство: ФГУП «Издательство «Наука», 2020. – 213 с. ISBN- 978-5-02-040806-7.
11. Щербак С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: проблемы и перспективы: монография. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. –180 с. – ISBN 978-5-907284-84-5.
12. Гусева Т. С. Предупреждение нарушений чтения и письма в условиях двуязычия // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2010. №3-2 (67). С.80–84.
13. Бородина В. А., Резникова Е. В. Риски нарушения письма у детей – билингвов из семей мигрантов // Запад-Восток: пересечение культур : научно-практические материалы II Всемирного конгресса в Японии, 2–6 октября 2019 года. Киото : Университет Киото Сангё, 2019. Т. 2. С.408–414. ISBN 978-4-905726-36-4.
14. Щербак С. Г., Дружинина Л. А. Подготовка специалистов для работы с детьми, овладевающих русским (неродным) языком в условиях специального образования // Запад-Восток: пересечение культур : научно-практические материалы II Всемирного конгресса в Японии, 2–6 октября 2019 года. Киото : Университет Киото Сангё, 2019 г. Киото : Университет Киото Сангё, 2019. Т. 1. С. 615–621. ISBN 978-4-905726-36-4.
15. Кудрявцева, Е. Л. Тандемистика. Использование онлайн-тандема для изучения иностранного языка и сохранения родных языков у естественных билингвов. Методические основания интегрированного неформального обучения : монография. Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 217 c. ISBN 978-5-4497-1422-0.
16. Чиршева Г. Н. Особенности формирования лексикона ребенка-билингва // Проблемы детской речи. 2001. №. 5. С. 126-143.
17. Поваляева Г. А., Зинякова А. А. Особенности письма у младших школьников с билингвизмом // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Международной научн. конф. г. Самара, сентябрь 2016 года. Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. С.53–55.
18. Белоусова Н. А., Григорьева Е. В., Ковтун Р.Ф. Инновационные подходы к подготовке педагогов начального образования: теория и практика: монография. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 408 с. ISBN 978-5-907284-70-8.