Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 3 (175) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.012
УДК: 378.172
ББК: 75.4
В.В. Шкляев ORCID
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Д. В. Викторов ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Никулин ORCID
Преподаватель кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский институт искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье показано, что успешное использование средств физической культуры имеет непосредственное отношение к сфере подготовки кадров по многочисленным и разнообразным специальностям. Специфические требования, которые предъявляют разнообразные профессии к будущему специалисту, обеспечиваются прикладностью средств физической культуры, показывая практическую пригодность и полезность в качестве приложения к предстоящей трудовой деятельности. Цель статьи — выработать адаптацию на практической работе со студентами, имеющими различные ограничения в здоровье, вследствие приспособления организма к объёмной и интенсивной прикладной физической нагрузке.

Материалы и методы. Ведущая идея концепции предполагает осмысление теории профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), раскрытие её содержания на основе выполнения прикладной подготовки с вариациями прикладных стереотипов будущей профессиональной деятельности и специфических особенностей, а также овладение технологическими основаниями ППФП, подкрепляющих достижение цели определённого вида труда способом положительного переноса, чем обеспечивается подготовка к профессиональной деятельности в современных условиях. Экспериментальная методика отличается от традиционных занятий тем, что реализация механизма прикладного физкультурного образования (ПФО) основана на внедрении профессионально-прикладной физической культуры в 4, 5 и 6 семестрах для повышения двигательной подготовленности, что, соответственно, сокращает время адаптации, как и увеличения диапазона адаптационных возможностей, при использовании прикладных физических нагрузок.

Результаты. В условиях динамично развивающегося образовательного процесса вуза разработаны материалы, которые имеют структурную организацию и включают целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный блоки. Тактика работы преподавателя реализуется через совокупность принципов: открытости, сообразности, адаптивности, преемственности, диагностирования, раскрывающих сущностную сторону прикладной подготовки в практике физического воспитания, в соответствии с которыми отражается закономерность положительного переноса, кумулятивного эффекта тренировки в прикладных упражнениях на трудовую деятельность. Совокупность показателей (адаптируемость, восстанавливаемость и развиваемость) показывает увеличение интервала адаптационных ресурсов организма в процессе на каждой стадии формирования приспособления.

Обсуждение. Отмечается, что среднегрупповые результаты независимо от половой принадлежности и степени физической подготовки студента подтверждают вероятность роста адаптационных сдвигов, адекватных физической нагрузке. Реализация целенаправленной педагогической деятельности в рамках ПФО с использованием совокупности принципов, подходов и методов физической культуры — это актуализация прикладной физической подготовки в рамках для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Такая методика работы для таких студентов более приемлема, поскольку нет абсолютной необходимости добиваться всестороннего гармонического или максимального развития физических способностей.

Заключение. Использование методики нашей концепции в педагогическом процессе физической профессионально-прикладной подготовки, предусматривающее поэтапные постепенные изменения объекта, увеличение степени развития путем количественных и качественных изменений целостной основы, которые, с одной стороны, обуславливают общие и специфические цели для каждого этапа организации ипроведения прикладной физической нагрузки, с другой — сохранение тех или иных прикладных элементов при переходе к новому состоянию, у студентов с ОВЗ в полной мере создается увеличение объема возможностей организма для адаптации.

Ключевые слова

студенты; адаптация; прикладная подготовка; принцип интроекции; профессиональная деятельность; высшее образование

Основные положения

– механизм формирования прикладных стереотипов и способ взаимодействия преподавателя и студента основан на принципе интроекции, позволяющий приёмы воспитания и обучения превратить в целостную систему и в соответствии с которыми преподаватель целенаправленно, логически последовательно и результативно строит учебно-воспитательный процесс, образован совокупностью субдоминантных принципов, образующих целостное единство;

– представлен механизм реализации концепции, основанный на внедрении профессионально-прикладной физической культуры в 4, 5 и 6 семестры для повышения двигательной подготовленности и адаптации организма студентов с ОВЗ;

– в полной мере будет гарантирована адаптация организма к профессии в будущем приувеличении прикладных стереотипных, а, следовательно, устойчивых двигательных структурах рабочих операций, если в практике физического воспитания студентов выявлены этапы формирования ПФО: срочный «начальный», долговременный и устойчивый.

Цитировать публикацию

Шкляев, В.В.  АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / В.В. Шкляев, Д. В. Викторов, А. А. Никулин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  3 (175). — С. 210-234. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.012.

Библиографический список

1. Гузанов Б. Н., Тарасюк О. В., Башкова С. А. Профильно-специализированные компетенции студентов профессионально-педагогического вуза: монография. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. – 213 с.

2. Черкасов И. Ф., Айткулов С. А. Комплексный подход в подготовке студентов к самостоятельным тренировочным занятиям по физической культуре и спорту (на примере ВШ ФК и С) // Экологическая безопасность, здоровье и образование : XIV Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера». 2021. С. 271–277.

3. Жабаков В. Е. Современные методологические подходы к подготовке будущих педагогов физической культуры // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Нижневартовск, 2022. С. 110–114.

4. Коровин С. С. Методологические основы теории профессиональной физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 4. С. 43–44.

5. Захарова А. Н., Карвунис Ю. А., Капилевич Л. В. Мониторинг и менеджмент здоровья, образа жизни и физической активности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 203–215.

6. Чекалева Н. В. Эффекты модернизации педагогического образования // Вестник Омского гос. пед. ун-та. 2017. № 3. С. 175–178.

7. Сафонова О. А.,Кривощёков В. Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода // Теория и практика физ. культуры. 2015. № 9. С. 29–30.

8. Коновалова Г. М. Адаптация современной молодежи к условиям обучения в высшей школе: физиологический аспект // Вестник АГУ. 2011. № 3. С. 81–92.

9. Найн А. А. Самостоятельная работа студентов как важный фактор общеобразовательной подготовки студентов // Педагогическая наука и образование : тематический сборник научных трудов / отв. ред. Ю. К. Померанцева. – Челябинск : УралГУФК, 2023. Вып. 23. С. 79–85.

10. Mischenko N., Kolokoltsev M., Tyrina M., Vorozheikin A., Vrachinskaya T., Loginov D., Faleeva E., Anisimov M., Aganov S., Dergach E. (2023), “Case technologies of universal learning actions in physical education of junior schoolchildren”, Journal of Physical Education and Sport (JPES), Vol. 23, Issue 3, March 2023, pp. 589–595. Online ISSN 2247-806X; p-ISSN 2247-8051.