Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 3 (175) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.002
УДК: 378.147
ББК: 74.48
Н. В. Ананьина ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
З. М. Большакова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ CОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация

Введение. Актуальность проблемы формирования профессиональной состоятельности студентов технических вузов — будущих специалистов, обусловлена нестабильностью рынка труда и в целом профессиональной деятельности. Претерпевая изменения, каждая профессиональная область бросает вызов не только нынешним, но и будущим субъектам профессиональной деятельности, а, значит, и всей системе высшего образования. При этом на протяжении длительного периода профессиональной деятельности для повышения и поддержания профессиональной состоятельности недостаточно ограничиться уровнем базовых компетенций, полученных в результате обучения в высшем учебном заведении. Профессиональная состоятельность прямо пропорциональна уровню реализации актуальных целей и внешних запросов, в том числе в условиях смены трудовой деятельности. Сложность в формировании профессиональной состоятельности на стадии профессиональной подготовки подтверждается как недостаточной педагогической изученностью феномена профессиональной состоятельности, так и психологической неустойчивостью в условиях непредвиденного развития профессиональных технических сфер. Опережающий взгляд на формирование профессиональной состоятельности будущего специалиста должен быть подкреплен методологическим исследованием данной проблемы.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования проблемы формирования профессиональной состоятельности будущих специалистов составляют положения педагогики и психологии о человеке как субъекте трудовой деятельности. В работе проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, передового опыта и результатов эмпирических исследований профессионального становления личности.

Результаты. В работе обоснована необходимость формирования профессиональной состоятельности на этапе обучения в высшем учебном заведении. Профессиональная состоятельность рассмотрена как динамическая структура, нелинейный характер которой обусловлен рядом факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального развития личности: социальных, биологических, индивидуально-психологических и др. Не только проведен анализ подходов к понятию «профессиональная состоятельность», но и выявлены особенности процесса формирования профессиональной состоятельности будущего специалиста, что позволило дать авторскую трактовку этого термина. Выделены структурные компоненты и характеристики данного феномена. Теоретические основы процесса формирования учебно-профессиональной состоятельности позволят акцентировать внимание на важных аспектах допрофессионального этапа.

Обсуждение. Оно строится на анализе отношения современных студентов технических вузов к процессу профессионального становления, важное место в котором занимает профессиональная состоятельность. Студентам необходимо реализовать себя в профессиональной деятельности, результативность этого процесса определяется активностью субъекта учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. О профессиональной состоятельности можно говорить не только после достижения вершин профессионализма — акме, но и на этапе профессиональной подготовки, а профессиональная динамичность будет соотноситься с динамичностью профессиональной состоятельности, изменяющейся в зависимости от реализации поставленных целей.

Заключение. Профессиональная состоятельность отражает не только успехи реализации себя в профессиональной сфере, она характеризует реальный уровень трудоспособности в условиях смены как внешних, так и внутренних условий этого процесса. Решение профессионально значимых проблем определяется текущим уровнем профессиональной состоятельности. Необходимо содействие формированию профессиональной состоятельности будущих специалистов. Опора на внутренний потенциал субъекта профессиональной деятельности даст основания для её развития. Эффективность регулирования процесса формирования профессиональной состоятельности за счет подготовки студентов вузов к профессиональной деятельности в условиях реориентации, трансформации подходов, обучения самостоятельному поиску решений, становления личности как субъекта труда, а также уровень воздействия на ее основные компоненты предопределяют характер изменения профессиональной состоятельности: хаотичный, цикличный или целенаправленный.

Ключевые слова

профессиональная состоятельность; учебно-профессиональная состоятельность; профессиональное становление; субъект профессиональной деятельности; педагогика высшей школы; технический специалист; техническое образование; формирование; модель

Основные положения

– в результате преобразования учебно-профессиональной деятельности в профессиональную переносятся способы реализации поставленных задач, весь предшествующий опыт, транслируется совершенствование профессиональной состоятельности;

– в качестве структурных компонентов профессиональной состоятельности выделены когнитивный, функциональный, эмоционально-волевой, поведенческий;

– динамичность профессиональной состоятельности детерминируется активностью субъекта профессиональной деятельности в отношении реализации промежуточных целей, а также изменениями в профессиональной деятельности специалиста.

Цитировать публикацию

Ананьина, Н. В.  ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ CОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ [Текст] / Н. В. Ананьина, З. М. Большакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  3 (175). — С. 25-52. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.002.

Библиографический список

1. Шнейдер Л. Б., Акбиева З. С., Цариценцева О. П. Психология карьеры : учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство «Юрайт», 2023. – 187 с. ISBN 978-5-534-06900-6.

2. Зеер Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего личности: профессиологический аспект // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 12 марта 2020 года, г. Первоуральск. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2020.  С. 10–17.

3. Третьякова В.С. Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального становления и развития личности на этапе профессиональной подготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. № 1 (47). Т. 12. С. 61–70.

4. Петровский В. А. Состоятельность и рефлексия: модель четырех ресурсов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 1. С. 77–100.

5. Петровский В. А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. 2009. № 1. С. 25–43.

6. Панкова Т. Н., Морозова Т. В. Профессиональная и личностная состоятельность профессионально мобильного современного специалиста // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1-2. С. 302–309.

7. Прозорова Н. Г. Уровни профессиональной мобильности // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). С. 270–273.

8. Голиков Н. А., Лобанов, А. Н. Профессиональная состоятельность педагогов в условиях полифункциональности образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 52–55.

9. Горькая Ж. В. Влияние междисциплинарных образовательных программ на развитие профессиональной состоятельности будущих специалистов // Образование в современном мире: роль ВУЗов в социально-экономическом развитии региона : сборник научных трудов Международной научно-методической конференции, 18 марта 2014 г. Самара, 2014. С. 57–60.

10. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222–234.

11. Зобков В. А. Личностные характеристики отношения человека к учебно-профессиональной и профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С. 86–90.

12. Немцов А. А. Восприятие студентами технических вузов высшего образования и его связи с последующим профессиональным становлением (МГТУ, МАДИ и МИРЭА — сравнительный анализ) // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 2. С. 345–379.

13. Немцов А. А. Восприятие студентами технических вузов высшего образования и его связи с последующим профессиональным становлением (МГТУ, МАДИ И МИРЭА — сравнительный анализ) (продолжение) // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 4. С. 372– 408.

14. Немцов А. А. Восприятие студентами технических вузов высшего образования и его связи с последующим профессиональным становлением (МГТУ, МАДИ И МИРЭА — сравнительный анализ) (продолжение часть 3) // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 10. С. 352–388.