Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 3 (175) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.008
УДК: 378.937 : 681.14 (07)
ББК: 74.480.2 : 32.973р30
Н. Б. Паршукова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. М. Шот ORCID
Магистрант кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
KANBAN-ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация

Введение. В статье описан опыт организации групповой работы обучающихся при проектировании дизайна веб-страницы или приложения. Для управления процессом выполнения задания командами использовалась методика применения kanban-доски.

Материалы и методы. Анализ литературы по гибким педагогическим технологиям позволил сформулировать преимущества kanban-доски в образовательном процессе. Для выполнения групповой работы предложено творческое задание по проектированию дизайна сайта или приложения. В качестве основы для распределения ролей в команде предложен тест Р. М. Белбина. На основе полученных результатов тестирования участники выбрали себе роли, сформировали стек задач и визуализировали их в виде kanban-доски.

Результаты. Проанализированы входное и итоговое тестирования участников команд на соответствие их ожиданиям о групповой работе. Наблюдалось принятие участниками своей роли в команде, активная коммуникация как с членами команд, так и с наставником. В конце эксперимента команды выполнили задание своевременно, организовали продуктивную рефлексию собственных результатов.

Обсуждение. При организации групповой работы считаем важным использовать добровольное деление на команды, распределение ролей в команде на основе тестирования или в результате наблюдения за группой обучающихся; при выполнении проекта необходимо фиксировать задачи в наглядном виде (например, kanban-доска). По окончании выполнения задачи необходимо проводить рефлексию, выявлять достоинства и недостатки представленных решений.

Заключение. Эффективность групповой работы основывается на личном вкладе каждого участника команды, а также визуализации и контроле выполняемых задач. Использование информационных технологий, в частности приложения FigJam, позволяет управлять групповой работой. Проведенное нами исследование может быть адаптировано не только под студенческий коллектив, но и под групповую работу старшеклассников в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова

групповая работа; работа в командах; kanban-доска; веб-технологии; веб-дизайн; FigJam; тест Белбина

Основные положения

− групповая работа обучающихся при выполнении творческих проектов способствует развитию «гибких» навыков, таких как коммуникабельность, лидерство, критическое мышление, уп-равление собственным временем и другими качествами личности, которые в современном быстро меняющемся мире являются достаточно востребованными;

− в качестве визуализации групповой работы может быть предложена kanban-доска, представляющая отображение поэтапного выполнения задач всеми участниками команды;

− распределение ролей в группе целесообразно выявлять с использованием тестирования, чтобы каждый участник внутренне не имел сопротивления к назначенной ему роли.

Цитировать публикацию

Паршукова, Н. Б.  KANBAN-ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ [Текст] / Н. Б. Паршукова, В. М. Шот, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  3 (175). — С. 136-153. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.008.

Библиографический список

1. Гаязова Е. Э., Стригунов В. В. О применении доски kanban в разработке программного обеспечения // Дневник науки. 2019. № 6 (30). С. 32.

2. Васева Е. С., Терегулов Д. Ф., Бужинская Н. В. Применение подходов Scrum и Kanban при дистанционном обучении будущих ИТ-специалистов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2021. № 2 (45). С. 7–14. (Педагогика, психология). DOI 10.18323/2221-5662-2021-2-7-14.

3. Anita Williams Woolley, Christopher F. Chabris, Alex Pentland, Nada Hashmi & Thomas W. Malone (2010), “Evidence for a Collective Intelligence Factor in the Performance of Human Groups”, Science, vol. 330, pp. 686–688.

4. Хмаренко Н. И. Алгоритм обучения студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ // Вестник Тамбовского университета. 2022. Т. 27, № 3. С. 677–687. (Гуманитарные науки). DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-3-677-687.

5. Белбин Р. М. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. 2-е изд. М. : Манн, Иванов, Фербер, 2009. – 238 с.

6. Бабаян К. Б. Организация групповой работы и разработка критериев ее оценки в образовательном процессе высшей школы // Вестник Московского городского педагогического университета. 2019. № 3 (21). С. 67–76. (Экономика). DOI 10.25688/2312-6647.2019.21.3.08.

7. Исайкина М. А. Групповая работа как инструмент повышения качества подготовки выпускника вуза // Наука и общество. 2019. № 1 (33). С. 72–75.