Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье предпринята попытка раскрыть отечественный опыт предупреждения противоправного поведения подростов как наименее защищенных слоев населения. Превентивная работа ведется исходя из возрастных, психолого-физиологических, социальных особенностей подростков.
Материалы и методы. Статья основана на материалах диссертационного исследования автора по проблемам педагогической профилактики противоправного поведения старшеклассников. Автор применяет методы контент-анализа научной литературы по исследуемое проблеме, диагностические беседы с подростками, их анкетирование, методы моделирования.
Результаты. В статье акцентируется педагогическое предупреждение профилактики противоправного поведения подростков, не игнорируя при этом межпредметные связи. Автор уделяет внимание решению изучаемых проблем представителями психологического, юридического, социологического и медицинского направлений.
Обсуждение. Подростки из группы социального риска нуждаются в следующих мерах воздействия: актуализации интереса к жизни и конструктивным формам досуга, воспитания ответственности за свои поступки раскрытии творческого потенциала, креативного ресурса, способностей, индивидуальных возможностей. Необходимо активизировать нравственную составляющую подростков при занятии ими любым видом деятельности.
Заключение. В статье делается вывод о значении интегративного межведомственного подхода профилактики противоправного поведения подростков. Автор подчеркивает необходимость организации рационального проведения подростками свободного времени.
подростки; противоправное поведение; предупреждение; отечественный опыт; педагогическое и психологическое направление профилактики
– предлагается педагогическая модель «Профилактика противоправного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях;
– выявлены интегративный и эхомологический подходы как наиболее значимые в решение поставленной проблемы.
Кулакова, С. А. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ [Текст] / С. А. Кулакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 3 (175). — С. 105-119. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.006.
1. Белоусова И. В., Осипов В. М. К вопросу о девиантном поведении подростков // Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза : Наука и Просвещение, 2019. С. 127–129.
2. Самосват О. И., Брежнева Т. С., Шмеерова Е. Р. Эффективность блокировки деструктивных групп в социальных сетях // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 1. С 109–122.
3. Морозов А. В., Никитов Н. И. Формирование адекватных нравственных ориентиров у несовершеннолетних как фактор профилактики девиантного и делинквентного поведения // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы. Рязань : Академия права и управления ФСИН России 2017. С. 666–679.
4. Кревиц А. В. Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних и их семей, находящихся в конфликте с законом, как психолого-педагогическая проблема. // Вопросы педагогики. 2019. № 6–1. С. 53–56.
5. Фортова Л. К. Юдина А. М. К вопросу о концептуальных основах воспитания личности // Перспективы науки. 2022. № 7 (154). С. 142–144.
6. Федорова Г. Г. Делинквентное поведение несовершеннолетних и пути его // Социальная педагогика. 2017. № 4-5. С. 61–69.
7. Беспалов, Ю.Ф. Трудная жизненная ситуация ребенка в РФ: социально-правовой аспект // Нотариус. 2018. № 3. С. 30–33.