Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 3 (175) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.010
УДК: 378.4+37.022
ББК: 74.489+74.409
А. В. Свиридова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. А. Шиганова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация

Введение. В статье выявляется актуальность проблемы формирования речевой среды, которая окружает обучающегося в педагогическом вузе; номинируются факторы, влияющие на ее качество; проводится дифференциация понятий «языковая среда», «речевая среда»; представлена связь между качеством научного содержания, формы занятий прямого и дистанционного обучения и сформированностью речевой среды, которая, в свою очередь, выступит основой профессиональной коммуникации будущего учителя. Цель статьи — представление основных положений организации формирования речевой среды студентов – педагогов начального образования — в процессе разных форм обучения языковой теории и практики с точки зрения повышения качества профессиональной коммуникации.

Материалы и методы. Основные методы исследования — это наблюдения за речевым продуктом студентов на занятиях, анализ научных трудов, раскрывающих проблемы содержания понятия «речевая среда», структурирования необходимой речевой среды в онтогенезе речи (от раннего дошкольного возраста до этапа освоения профессии включительно), развития языковой способности, становления профессионально-педагогической речи, а также классификация типов и видов учебных занятий и коммуникативных ситуаций, в процессе развертывания которых формируется та развивающая речевая среда, которая способствует росту качества коммуникативных умений будущего педагога, описание форм заданий по освоению коммуникативных навыков, наблюдение над речевой деятельностью студентов во время занятий и производственной педагогической практики. Материалом для анализа послужили учебные, учебно-методические источники по дисциплинам филологического цикла, перечни форм занятий дистанционного обу-чения в силу того, что оно становится актуальным с распространением цифровых ресурсов и IT-технологий, сведения из рабочих программ следующих дисциплин лингвистического цикла — «Современный русский язык» (модули — «Фонетика. Фонология. Орфоэпия»; «Лексикология. Лексикография»; «Морфемика. Словообразование»; «Морфология», «Синтаксис»), «Русский язык и культура речи» (модули — «Фонология. Орфоэпия», «Лексикология. Лексикография», «Морфология»; «Синтаксис»; «Орфография. Пунктуация»; «Стилистика»; «Риторика»), «Практикум по русскому языку» («Орфография современного русского языка» и «Пунктуация современного русского языка»), «Актуальные проблемы современной русской орфографии», «Актуальные проблемы современной русской пунктуации», «Педагогическая риторика» (модули — «Риторика. Подготовка публичной речи. Русская риторическая традиция», «Педагогическая коммуникация, ее особенности. Жанры педагогической речи». Функции педагогического общения. «Правила построения и произнесения педагогической речи»), «Деловая риторика» (модули — «Русский язык», «Нормы современного русского языка», «Функциональные стили современного русского языка» и «Деловое красноречие и его жанры»), «Теория литературы и практика читательской деятельности», «История отечественной литературы, «Детская литература», «Психолингвистика», «Теория речевой деятельности» (две последние дисциплины характеризуются конвергентностью, т. е. студенты получают доступ к расширенному ареалу узко специализированной терминологии, междисциплинарной, поэтому достаточно сложной для восприятия и понимания, но необходимой для самостоятельного формирования речевой среды современного профессионального педагога, способного оперировать актуальными понятиями инклюзии, решать проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями, а также повышать уровень своих знаний и умений в этой области). Процесс преподавания, контроль и усвоение вышеназванных дисциплин средствами различных форм обучения и видов занятий является фактором создания речевой среды обучающихся в вузах.

Результаты. Представлены понятия «естественная речевая среда», «искусственная речевая среда», дифференцировано содержание терминов «языковая среда» и «речевая среда», сформулированы условия структурирования речевой среды студентов, приведены пути, способы коммуникации, виды занятий и упражнений, корректирующие речевую среду будущих педагогов, повышающих ее качество. Приведена тематика образовательных модулей лингвистических и сопряженных с ними дисциплин. Формирование речевой среды будущих педагогов рассмотрен как многоаспектный процесс, включающий в себя и собственно языковые компоненты, и экстралингвистические, а также сопредельные — психофизиологические, психологические, социальные, культурные. Речевая среда репрезентируется как продукт национальной культуры, семейных отношений, деятельности государственных и общественных институтов и взаимосвязей их с субъектом речи. Материал позволяет сделать вывод о том, что образ искусственной речевой среды, структурированной преподавателями в обучающем процессе, постепенно может заменить в памяти студентов образ исконной естественной речевой среды (порочной, ущербной, не отвечающей требованиям педагогической и деловой коммуникации, — именно речевая среда, окружающая личность, обусловливает качество умения коммуницировать), затем интериоризироваться, стать доминирующим при профессиональном общении. В условиях развития информационных технологий, увеличения объема операций в обучении, организации и управлении образованием, с расширением возможностей профессионального общения, реализации программ повышения квалификации и дополнительного образования особую актуальность приобретают дистанционные формы и средства создания речевой среды для будущего педагога. Приведены виды дистанционных занятий, обладающие определенным потенциалом в построении речевой среды студентов.

Обсуждение. Представляется насущным решение таких проблем, как определение компонентного состава речевой среды, влияния искусственной речевой среды на естественную, выявление инструментария создания речевой среды будущего педагога. Акцентируется внимание на специфике понятий, связанных с типологией разных видов речевой деятельности, заданий, формирующих кластеры или семантические и стилистико-жанровые поля, которые будут структурировать искусственную речевую среду в профессионально-педагогическом аспекте. Ставится проблема трансформации искусственной речевой среды в естественную, или возможного «поглощения» ею порочной естественной речевой среды, а также процесса интериоризации (присвоения личностью) той специфики речи, которая отличает педагога-профессионала.

Заключение. Естественная, «родная» речевая среда обучающегося в вузе, как правило, не может характеризоваться как идеальная в силу множества обстоятельств — психофизиологического, психического, социокультурного статуса семьи, взрослых, влияющих на воспитание и развитие ребенка, их материальное положение, количество и качество общения между родственниками: каждый из студентов вуза, будущих педагогов, на разных уровнях и в разных условиях осваивал язык и азы коммуникации; при этом не исключается наличие речевых дефектов, которые обучающиеся преодолевали в раннем детстве, что также повлияло на усвоение языковых категорий и жанров [1]. Следовательно, будущие педагоги должны использовать все преимущества искусственной речевой среды, отвечающей языковым нормам, специфике профессиональной коммуникации, канонам речевого этикета, морально-этическим правилам и принципам деловых отношений, которые естественным образом дают себя знать в речевом продукте личности, (а в настоящее время наука проявляет активный интерес к исследованию закономерностей общения представителей каких-либо социально значимых профессий с общественностью; труд педагога подразумевает установление и поддержание таких связей, особенно, в свете обсуждения законопроекта об участии родителей в образовательной политике школе) [2]. Основным инструментом создания необходимой речевой среды выступает обучающая деятельность профессорско-преподавательского состава, вспомогательным — исследовательская работа обучающихся, производственная, педагогические и преддипломная практики, требующие от студентов реализации языковых образцов, речевых шаблонов для оформления той или иной ситуации общения. Все вышеприведенные средства отвечают концепции деятельностного подхода и способствуют интериоризации искусственной речевой среды будущего профессионала. Для формирования искусственной речевой среды необходимо рационально применять и прямые, «глаза в глаза», формы обучения, и косвенные, т. е. опосредованные информационно-техническими ресурсами, обусловившими внедрение в систему высшего образования дистанционных педагогических технологий.

Ключевые слова

речевая среда; естественная речевая среда; искусственная речевая среда; языковые нормы; лингвистическое образование; формы дистанционного обучения; цифровые ресурсы; электронное обучение; педагогические компетенции; коммуникативная компетенция; устные и письменные жанры профессионально-педагогического общения; ЮУрГГПУ; студент педвуза; факультет подготовки УНК

Основные положения

– объект «речевая среда» характеризуется как двусторонний и конвергентный; первое свойство связано с тем, что он создается субъектами общения при объективных условиях и является стимулом, обстоятельством и шаблоном для речевой реакции слушателя-адресата, а второе свойство детерминируется многоаспектной, сложной природой речи, состоящей из психического, генетического, психологического, социального компонентов; речевая среда является одновременно продуктом и фактором культуры, «творения» личности;

– понятие «речевая среда» актуально для таких наук, как психолингвистика, теория речевой деятельности, методика обучения родному языку, методика обучения иностранному языку, социолингвистика, этнопсихолингвистика;

– специфика структурирования речевой среды студента-педагога заключается в необходимости создания для обучающихся блока знаний о развитии речи младших школьников и правилах формирования для них высококачественной речевой среды; студенты, прошедшие производственную педагогическую практику логично соприкоснуться с проблемой оформления речевой среды в начальных классах, а также смогут экстраполировать свою педагогическую деятельность в школе на процесс саморедактирования и саморазвития.

Цитировать публикацию

Свиридова, А. В.  ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА [Текст] / А. В. Свиридова, Е. Ю. Никитина, Г. А. Шиганова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  3 (175). — С. 171-196. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.010.

Библиографический список

1. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению :  монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. – 282 с.

2. Горохов В. М., Гринберг В. М., Шилина М. Г. Связи с общественностью в системе коммуникаций : монография. М. : Факультет журналистики МГУ, 2019. – 78 с.

3. Юздова Л. П. Речевое социальное взаимодействие преподавателя и студента // Социально- и психолингвистические исследования. 2018. № 6. С. 145–148.

4. Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации : монография. М. : Проспект, 2023. – 472 с.

5. Авдина А. И. Семейное чтение как один из наиболее продуктивных способов формирования читательской грамотности // Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы : материалы международной научно-практической конференции / под научной редакцией И. Ю. Тархановой, 1-2 ноября 2022 года. Ярославль : РИО Ярославского государственного педагогического университета, 2023. С. 243–248. (Новая дидактика).

6. Курмакаева О. Н., Милютина А. А. Пути формирования навыков информационной безопасности обучающихся // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 4. С. 91–108.