Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность развития современных подходов к формированию правовой культуры студентов; проанализированы особенности правовой культуры обучающихся вузов. Цель статьи — раскрыть современные подходы, включая авторский, направленные на формирование правовой культуры студентов.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме правовой информированности и правовой воспитанности студентов вузов; наблюдение, беседа, анкетирование, методы статистической обработки данных. Материалами для написания статьи послужили нормативно-правовые акты, такие, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон : от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. : ред. от 17 февраля 2023 г. № 91]), Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : [Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 : ред. от 21 июля 2020 г.]), а также педагогическая, психологическая, юридическая литература по теме исследования [1–14].
Результаты. Определена правовая культура студентов как интегративное образование, направленное на воспитание у обучающихся высшей школы правомерной поведенческой стратегии, высокого уровня правосознания, ответственности, самокритики, правовой воспитанности, социальной зрелости, нравственной и правовой устойчивости, дифференциации конструктивной информации от деструктивной. Выделены формы и методы правового воспитания студентов, актуализирующие формирование достойного уровня их правовой культуры. Отмечена корреляция между уровнем правовой культуры студентов и параметрами их правового обучения в образовательных организациях.
Обсуждение. Подчеркивается, что студенты вуза должны представлять думающие, интеллектуальные страты обучающейся молодежи, что невозможно без формирования у них высокого уровня правовой культуры. Процесс воспитания правовой культуры студентов направлен на повышение правосознания, правовых компетенций, формирование правовых убеждений, правовой воспитанности, а также законопослушного поведения. Нам представляется, что в структуру правовой культуры студентов должны входить такие компоненты, как познавательный, рефлексивный, сущностный.
Заключение. Делается вывод о том, что формирование правовой культуры студентов вуза способствует его успешной профессиональной реализации как специалиста новой формации, обладающего аналитическим мышлением, конкурентоспособностью, мобильностью, гибкостью, действующего на опережение, экстраполирующего правомерную поведенческую стратегию.
студенты; правовая культура; правосознание; правовая воспитанность; правомерная поведенческая стратегия; формирование; вуз; социальная зрелость
– определена дефиниция «правовая культура студентов»;
– раскрыты формы и методы правового воспитания студентов, играющего значимую роль в формировании их правовой культуры;
– представлена интерпретация современных подходов к формированию правовой культуры студентов вуза.
Фабриков, М. С. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ [Текст] / М. С. Фабриков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 3 (175). — С. 197-209. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.011.
1. Алипханова Ф. Н. Технология эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса в формировании коммуникативной компетентности будущих юристов : монография. М. : Директ-Медиа, 2018. – 280 с.
2. Бышов Д. В., Дорофеева Ю. А. Правовое воспитание и социальная активность населения: (по результатам опроса студентов факультета биотехнологии и биологии) // Социосфера. 2019. № 2. С. 62–65.
3. Глузман, А. В. Современная образовательная политика: тенденции и перспективы // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 8-11.
4. Земляченко Л. В. Подготовка студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в досуговой деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 104–107.
5. Коваль Л. В. Правовое обучение как форма правового воспитания студентов технических направлений // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2019. № 3 (23). С. 11–15.
6. Панькин А. Б. Формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 46–50.
7. Раковская Е. Л. Модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры // Вестник Тамбовского государственного университета. 2013. № 11. C. 29–35. (Гуманитарные науки).
8. Саакян М. В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. Вып. 2. С. 127–129.
9. Кравец А. А., Кулагина О. В. Некоторые аспекты правового образования и воспитания студентов агроинженерного направления // Территория инноваций. 2018. № 11 (27). С. 107–110.
10. Титова Е. В. Проблема выбора методологических подходов в педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 9–16.
11. Шанько В. В. Культурологический компонент процесса формирования правосознания будущих сотрудников правоохранительных органов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 15. С. 132–135.
12. Ясюкова Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян : монография. – СПб. : Издательство СПбГУ, 2008. – 166 с.
13. Banakar R. (2015), “Comparative Law and Legal Cultures”, Normativity in Legal Sociology: Methodological Reflections on Law and Regulation in Late Modernity, Springer, Cham, Heidelberg, New York, Dordrecht, London,pp. 145–168. ISBN 978-3-319-09649-0. ISBN 978-3-319-09650-6 (eBook). DOI 10.1007/978-3-319-09650-6.
14. Varghese N.V. (2008), Globalization of higher education and cross-border student mobility, UNESCO, IIEP, Paris, 33 p. Ref.: iiep/web doc/2008.06.