Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 3 (175) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.011
УДК: 378.147 : 34
ББК: 74.480.0
М. С. Фабриков ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по административной работе и управлению хозяйственным комплексом, Владимирский государственный университет, г. Владимир, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность развития современных подходов к формированию правовой культуры студентов; проанализированы особенности правовой культуры обучающихся вузов. Цель статьи — раскрыть современные подходы, включая авторский, направленные на формирование правовой культуры студентов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме правовой информированности и правовой воспитанности студентов вузов; наблюдение, беседа, анкетирование, методы статистической обработки данных. Материалами для написания статьи послужили нормативно-правовые акты, такие, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон : от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. : ред. от 17 февраля 2023 г. № 91]), Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : [Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 : ред. от 21 июля 2020 г.]), а также педагогическая, психологическая, юридическая литература по теме исследования [1–14].

Результаты. Определена правовая культура студентов как интегративное образование, направленное на воспитание у обучающихся высшей школы правомерной поведенческой стратегии, высокого уровня правосознания, ответственности, самокритики, правовой воспитанности, социальной зрелости, нравственной и правовой устойчивости, дифференциации конструктивной информации от деструктивной. Выделены формы и методы правового воспитания студентов, актуализирующие формирование достойного уровня их правовой культуры. Отмечена корреляция между уровнем правовой культуры студентов и параметрами их правового обучения в образовательных организациях.

Обсуждение. Подчеркивается, что студенты вуза должны представлять думающие, интеллектуальные страты обучающейся молодежи, что невозможно без формирования у них высокого уровня правовой культуры. Процесс воспитания правовой культуры студентов направлен на повышение правосознания, правовых компетенций, формирование правовых убеждений, правовой воспитанности, а также законопослушного поведения. Нам представляется, что в структуру правовой культуры студентов должны входить такие компоненты, как познавательный, рефлексивный, сущностный.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование правовой культуры студентов вуза способствует его успешной профессиональной реализации как специалиста новой формации, обладающего аналитическим мышлением, конкурентоспособностью, мобильностью, гибкостью, действующего на опережение, экстраполирующего правомерную поведенческую стратегию.

Ключевые слова

студенты; правовая культура; правосознание; правовая воспитанность; правомерная поведенческая стратегия; формирование; вуз; социальная зрелость

Основные положения

–  определена дефиниция «правовая культура студентов»;

– раскрыты формы и методы правового воспитания студентов, играющего значимую роль в формировании их правовой культуры;

– представлена интерпретация современных подходов к формированию правовой культуры студентов вуза.

Цитировать публикацию

Фабриков, М. С.  СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ [Текст] / М. С. Фабриков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  3 (175). — С. 197-209. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.011.

Библиографический список

1. Алипханова Ф. Н. Технология эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса в формировании коммуникативной компетентности будущих юристов : монография. М. : Директ-Медиа, 2018. – 280 с.

2. Бышов Д. В., Дорофеева Ю. А. Правовое воспитание и социальная активность населения: (по результатам опроса студентов факультета биотехнологии и биологии) // Социосфера. 2019. № 2. С. 62–65.

3. Глузман, А. В. Современная образовательная политика: тенденции и перспективы // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 8-11.

4. Земляченко Л. В. Подготовка студентов к гражданско-правовому воспитанию младших школьников в досуговой деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 104–107.

5. Коваль Л. В. Правовое обучение как форма правового воспитания студентов технических направлений // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2019. № 3 (23). С. 11–15.

6. Панькин А. Б. Формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 46–50.

7. Раковская Е. Л. Модель формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры // Вестник Тамбовского государственного университета. 2013. № 11. C. 29–35. (Гуманитарные науки).

8. Саакян М. В. Пути повышения правовой культуры российского общества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. Вып. 2. С. 127–129.

9. Кравец А. А., Кулагина О. В. Некоторые аспекты правового образования и воспитания студентов агроинженерного направления // Территория инноваций. 2018. № 11 (27). С. 107–110.

10. Титова Е. В. Проблема выбора методологических подходов в педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 9–16.

11. Шанько В. В. Культурологический компонент процесса формирования правосознания будущих сотрудников правоохранительных органов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 15. С. 132–135.

12. Ясюкова Л. А. Правовое сознание в структуре ментальности россиян : монография. – СПб. : Издательство СПбГУ, 2008. – 166 с.

13. Banakar R. (2015), “Comparative Law and Legal Cultures”, Normativity in Legal Sociology: Methodological Reflections on Law and Regulation in Late Modernity, Springer, Cham, Heidelberg, New York, Dordrecht, London,pp. 145–168. ISBN 978-3-319-09649-0. ISBN 978-3-319-09650-6 (eBook). DOI 10.1007/978-3-319-09650-6.

14. Varghese N.V. (2008), Globalization of higher education and cross-border student mobility, UNESCO, IIEP, Paris, 33 p. Ref.: iiep/web doc/2008.06.