Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 3 (175) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.016
УДК: 37.032
ББК: 74.00
С. А. Юдочкина ORCID
Аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Политехнического института; начальник управления по внеучебной работе, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. И. Корюкалов ORCID
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории традиционной китайской и западной медицины, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. С. Лапшин ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории традиционной китайской и западной медицины, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ
Аннотация

Введение. Актуальность работы обусловлена распространением аддиктивного поведения в молодежной среде на фоне социально-экономической обстановки и последствиями пандемии. Цель работы — оценить факторы риска формирования аддиктивного поведения у студентов первого и второго курсов. Полученные результаты исследований позволят разработать рекомендации для подготовки педагогов и кураторов в проведении профилактической работы асоциального поведения и адаптации студентов в вузе, а также своевременно оказывать им психологическую и педагогическую помощь.

Материалы и методы. В исследованиях принимали участие 2 413 студентов первого и второго курса Южно-Уральского государственного университета г. Челябинск. Для диагностики психологической склонности к развитию зависимого поведения у студентов первого и второго курсов мы применяли «Тест склонности к аддиктивному поведению» В. Д. Менделевича. Для выявления рисков для здоровья, связанных с употреблением алкоголя, применялся адаптированный и валидизированный для Российской Федерации тест RUS-AUDIT. Тест Фагерстрема позволил оценить степень никотиновой зависимости у курящих студентов. Для оценки риска возникновения наркотической зависимости (определения наличия опыта употребления наркотических средств и наличие употребляющих в окружении испытуемого) был составлен опросник из 4 открытых вопроса.

Результаты. Более 90 % студентов первого и второго курсов имеют склонность к формированию зависимого поведения. При этом 60% студентов имеют высокую и выше среднего степень склонности к формированию психосоциальных аддикций.

Обсуждение. При подготовки педагогов и кураторов в проведении профилактической работы асоциального поведения необходимо учитывать высокую склонность студенческой молодежи к формированию зависимого поведения. Большинство аддикций влияют прежде всего на психологическое и физическое здоровье человека, меняется отношение к реальности, ухудшаются когнитив-ные процессы и снижаются адаптационные механизмы организма.

Заключение. Выявлено, что около 60 % студентов первого и второго курсов Южно-Уральского государственного университета имеют высокую и выше среднего склонность к формированию аддиктивного поведения. Основными внешними факторами риска, которые могут способствовать формированию аддиктивного поведения студентов, связанного с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), являются: употребление ПАВ в семье и среди друзей; наличие знакомых, употребляющих ПАВ.

Ключевые слова

зависимое поведение; девиантное поведение; студенты; профилактика

Основные положения

– проведена оценка факторов риска формирования зависимого поведения у студентов первого и второго курсов;

– представлены основные виды зависимости у студентов первого и второго курсов;

– выявлены основные внешние факторы риска, способствующие формированию аддикций.

Цитировать публикацию

Юдочкина, С. А.  ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ [Текст] / С. А. Юдочкина, Ю. И. Корюкалов, М. С. Лапшин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  3 (175). — С. 292-311. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.016.

Библиографический список

1. Sirotina O.A. (2014) “Criteria for assessing the effectiveness of civic education of students of Russian universities”, Council of Rectors, No. 4, pp. 47–54. DOI 10.51379/KPJ.2022.154.4.026.

2. Летягина Е. Н., Кутасин А. Н., Сударикова И. А. О негативных последствиях организации учебного процесса в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. DOI 10.17513/spno.30825.

3. Садыкова Л. Р., Икрамова Л. Р. Исследования особенностей девиантного поведения студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2022. № 4 (153). С. 216–224.

4. Пашков А. Г. К проблеме формирования и оценки эффективности воспитательной системы вуза // Ученые записки : электронный журнал Курского государственного университета. 2006. № 2. URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/2 (дата обращения: 10.04.2023). 

5. Власова Н. В. Психологические особенности профилактики аддиктивного поведения современной молодежи // Мир образования — образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 178–185.

6. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрической и медицинской психологии. 1991. № 1. С. 27–49.

7. Степанова Е. В. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи [Электронные ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 (131). URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97823 (дата обращения: 10.05.2023).

8. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965. С. 520–521.

9. Павлов Н. В., Калабухов Д. А. Психосоциальная профилактика аддиктивного поведения молодежи // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики : материалы VIII международной научно-практической конференции, 30 ноября – 01 декабря. Белгород, 2016. С. 357–359.

10. Ежов О. Ю., Клопов Д. С. Аддикции у студентов медицинского вуза // Образовательный вестник «Сознание», 2017. Том 19 (12). – С. 118-120.

11. Голованова Т. Н. Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 69–73.

12. Wasserman D. (2016), “Review of health and risk-behaviours, mental health problems and suicidal behaviours in young Europeans on the basis of the results from the EU-funded saving and empowering young lives in Europe (SEYLE) study”, Psychiatria Polska, Vol. 50, no. 6, pp. 1093–1107. DOI 10.12740/PP/66954.

13. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. – 280 с.