Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 3 (175) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.015
УДК: 159.9.072.43
ББК: 88.61-99
В. И. Рерке ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. В. Горбач ORCID
Педагог-психолог, Гимназия № 44, г. Иркутск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация

Введение. В статье раскрыта актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи в процессе нравственно-полового воспитания старшеклассников; представлен обзор психологических подходов к нравственному и половому воспитанию школьников; научно определена основная дефиниция «нравственно-половое воспитание». Цель статьи — экспериментально проверить возможность социально-психологического взаимодействия школы и семьи в процессе нравственно-полового воспитания старшеклассников.

Материалы и методы. Методами исследования является теоретический анализ литературы по проблеме; диагностика респондентов в аспектах нравственности, уровня знаний по полово-му воспитанию, взаимодействия школы и семьи; проектирование и прогнозирование, которое позволило нам разработать программу социально-психологического взаимодействия школы и семьи в процессе нравственно-полового воспитания старшеклассников.

Результаты. На основе данных научной литературы и результатов констатирующего этапа эксперимента, разработана и апробирована программа социально-психологического взаимодействия школы и семьи в процессе нравственно-полового воспитания старшеклассников. Результаты контрольного этапа эксперимента позволили констатировать положительную динамику изменений уровня нравственно-полового воспитания старших школьников и укрепить на высоком уровне сотрудничество семьи и школы по данному вопросу.

Обсуждение. В статье констатируется, что процесс нравственно-полового воспитания должен осуществляться путем социально-психологического взаимодействия школы и семьи. Доказана эффективность программы коллаборации родителей школьников с образовательной организацией по проблеме нравственно-полового воспитания.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация програм-мы кооперации родителей школьников с образовательной организацией по проблеме нравственно-полового воспитания будет способствовать закреплению устойчивой положительной самостоятельности как в деятельности, так и в поведении, демонстрации активной общественной и гражданской позиции, обучающиеся обладают необходимыми знаниями и могут отличить достоверные сведения от мифов в области полового воспитания. Достичь данных результатов возможно при четком взаимодействии школы и родителей школьников.

Ключевые слова

воспитание; нравственно-половое воспитание; школа; семья; взаимодействие; социально-психологические условия; юношеский возраст

Основные положения

– определены критерии и показатели нравственности и полового воспитания старшеклассников;

– разработана программа социально-психологического взаимодействия школы и семьи в процессе нравственно-полового воспитания и результат ее апробации.

Цитировать публикацию

Рерке, В. И.  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ [Текст] / В. И. Рерке, М. В. Горбач, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  3 (175). — С. 274-291. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.015.

Библиографический список

1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л. : Медицина, 1988. – 160 с.

2. Кон И. С. От Эроса к сексуальности. Подготовленный для печати текст доклада, прочитанного на конференции «Эрос и Логос: феномен сексуальности в современной культуре». М. : Российский институт культурологии, 13–14 мая 2003. – 22 с.

3. Лазарева Е. А., Мударова Т. Р. Период ранней юности как предмет психологического анализа // Национальная ассоциация ученых. 2016. № 5. С. 102–104.

4. Абдиева Г. И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. 2021. Т. 7, № 3. С. 31–33.

5. Мерзлякова С. В., Бибарсова Н. В. Динамика представлений о будущем отцовстве у юношей с разной нравственной ориентацией личности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 5 (165). С. 230–244.

6. Захарова Е. И., Карабанова О. А., Старостина Ю. А., Долгих А. Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2019. № 2 (16). С.103–122. DOI 10.21702/rpj.2019.2.6.

7. Рерке В. И., Глазкова Т. В. Статус психологической интимности в юношеском возрасте: изучение и коррекция // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13, № 3 (44). С. 476–488. DOI 10.32343/2409-5052-2019-13-3-476-488.

8. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / пер. с англ.: Н. Фоминой, Ю. Морозова и др. ; под ред. Н. Фанченко. М. : Мир, 1998. – 692 с.

9. Озерина А. А., Родионов Г. А. Научный обзор современных психолого-педагогических исследований по проблеме сексуального образования // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 3. С. 288–293.

10. Саввина О. В. Проблема ответственности за здоровье в современном мире // Философия и общество. 2020. № 1 (94). С. 82–95.

11. Дзицоев А. А. Нравственно-половое воспитание детей в семье // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 221–225.