Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассмотрены особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций личности и компонентов толерантности к неопределенности как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы. Обосновывается роль данных компонентов как определяющих направленность личности и участвующих в формировании нравственных ориентаций личности. Целью статьи является изучение взаимосвязи компонентов смысложизненных ориентаций и толерантности к неопределенности как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы личности. В статье осуществлён теоретический анализ исследований по проблеме особенностей развития мотивационно-нравственной сферы личности.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной изучению взаимосвязи толерантности к неопределённости и смысложизненных ориентаций как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы. Применялся корреляционный анализ, благодаря которому удалось выяснить взаимосвязи между данными характеристиками.
Результаты. Представлены итоги собственного исследования взаимосвязи компонентов смысложизненных ориентаций и толерантности к неопределённости как личностных компонентов мотивационно-нравственной сферы личности, проведенного в 2022 году. Выборку составили 100 респондентов, обучающиеся образовательных учреждений Республики Крым. Полученные результаты показали влияние толерантности к неопределенности на смысложизненные ориентации молодежи.
Обсуждение. В статье обосновывается тезис о том, что толерантность к неопределённости и смысложизненные ориентации, могут рассматриваться как личностные компоненты мотивационно-нравственной сферы личности. Представленные результаты исследования доказывают существующую взаимосвязь между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями личности как личностными компонентами мотивационно-нравственной сферы.
Заключение. В результате исследования обнаружены взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями личности. Определено, что при межличностной интолерантности к неопределённости отмечается снижение восприятия собственной жизни как независимей и стабильной.
личность; мотивационная сфера; мотивационно-нравственная сфера; потребность; мотив; толерантность к неопределенности; личностный смысл; смысл; жизненные ориентации
– толерантность к неопределённости и смысложизненные ориентации могут рассматриваться как личностные компоненты мотивационно-нравственной сферы;
– представлено использования метода корреляционного анализа для изучения взаимосвязей между толерантностью к неопределенности и смысложизненными ориентациями личности.
Коршак, А. А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ [Текст] / А. А. Коршак, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 3 (175). — С. 235-254. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.175.3.013.
1. Замалиева С. А. Основные концепты учения В. Франкла о человеке [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5563 (дата обращения: 09.05.2023).
2. Уколова Е. М. Категория личности в экзистенциальном анализе и логотерапии В. Франкла [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ. 2015. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-lichnosti-v-ekzistentsialnom-analize-i-logoterapii-v-frankla (дата обращения: 09.05.2023).
3. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. 1981. № 2. С. 46–56. (Серия 14. Психология).
4. Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С. 20–23.
5. Кособукова О. В. Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2009. № 1. С. 93
6. Персиянцева С. В., Митяева Я. В. Гендерные особенности смысложизненных ориентаций // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. 2022. № 1. С.170–174.
7. Тихомирова Е. В., Самохвалова А. Г., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 88–96.
8. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 4. С. 43–52. (Философия. Психология. Педагогика).
9. Матушанская А. Г Толерантность к неопределеннсоти и смежные психологические конструкты когнитивной психологии // Ученые записки казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т.53, кн. 5. С. 25–33.
10. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. DOI 10.54359/ps.v8i40.555.
11. Салихова А. Б. Реализуемость личностных ценностей при разном уровне толерантности к неопределённости // Вестник Удмуртского университета. 2020. № 2. С.156–160. (Философия. Психология. Педагогика).
12. Салихова А. Б. Ценностные основания толерантности личности к неопределенности // Вестник ВятГУ. 2020. № 2. С. 132–141.
13. Белявцева О. С. Толерантность и интолерантность к неопределенности в современной отечественной и зарубежной психологии // Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ : материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 17 марта – 05 июня 2021 года. Новосибирск : АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. С. 107–111. DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_107.