Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье описаны разработка и внедрение адаптационных методик для иностранных студентов в российском вузе. Целью работы является обосновать и практически доказать эффективность применения целенаправленного цифрового чтения как метода адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе.
Материалы и методы. Психолого-педагогический эксперимент проводился в три этапа. Диагностический этап включает в себя выявление уровня сформированности личностных ресурсов для оценки готовности испытуемых к адаптации в новых условиях жизнедеятельности, а также оценку адаптантами университетской среды. Формирующий этап заключается в проведении адаптационных занятий с применением специально подобранной цифровой литературы, воздействующей на психологическую, эмоциональную и социальную сферы, а также на интеллектуальное развитие и коммуникативные способности. Контрольный этап позволяет собрать повторные сведения об отношении адаптантов к университетской среде вуза и сравнить полученные данные.
Результаты. Разработана программа адаптации иностранных студентов в российском вузе на основе метода целенаправленного цифрового чтения. В статье представлены результаты внедрения данной программы. Графическое изображение наглядно демонстрирует отличие данных, полученных до и после проведения формирующего этапа эксперимента. Сравнение данных проводилось по средним значениям. Согласно методике, чем выше значение, тем ниже степень принятия адаптантами окружающей действительности. После проведения адаптационных мероприятий напряженность респондентов в отношении университетской среды значительно снизилась.
Обсуждение. Применение адаптационной методики на основе целенаправленного цифрового чтения способствует принятию иностранными студентами компонентов университетской среды: биологического, культурного, финансового, бытового, организационного, культурного, академического, языкового и коммуникативного. Согласно данным, полученным во время проведения контрольного этапа эксперимента, иностранные студенты проявляют социальную активность, принимают условия обучения, демонстрируют развитие личностных ресурсов, вырабатывают продуктивные механизмы адаптации и интегрируются в университетскую среду.
Заключение. Делается вывод о том, что в результате применения целенаправленного цифрового чтения оказывается положительное воздействие на эмоциональную и психологическую сферы личности. Как следствие, происходит развитие личностных ресурсов, необходимых для преодоления адаптационных барьеров и установления социальных связей. Это позволяет говорить о целенаправленном цифровом чтении как об эффективном методе адаптации иностранных студентов в российском вузе.
целенаправленное цифровое чтение; адаптация иностранных студентов; личностные ресурсы; университетская среда
– определены критерии подбора цифровых литературных произведений для проведения адаптационных занятий с иностранными студентами;
– выделены компоненты университетской среды, принятие которых обеспечивается с помощью чтения специально подобранной цифровой литературы;
– представлена работающая практика по применению целенаправленного цифрового чтения как метода адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе
Гришина, Г. В. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ЦИФРОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ [Текст] / Г. В. Гришина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 3 (181). — С. 141-159. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.181.3.007.
1. Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 156–165. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165. EDN: LMZDXJ. (Scopus).
2. Савич Л. Е., Заборовская С. В. Библиотерапия в новой технологической среде// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 1. С. 98–104. EDN MZFSXF.
3. Дрешер Ю. Н. Теоретико-методологические и исторические предпосылки фундаментализации библиотерапевтических исследований // Научные и технические библиотеки. 2021. № 5. С. 27–46. DOI 10.33186/1027-3689-2021-5-27-46. EDN: VGNNXM. (RSCI, Web of Science).
4. Шадже З. М. Психолого-педагогические основы обучения чтению иноязычных профессиональных текстов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №1. С. 133–144. DOI 10.24411/2078-1024-2019-11013. EDN: VMFILX.
5. Марков В. Н. Книга как тест-тренажер социализации // Мир психологии. 2014. № 4. С. 122–133. EDN: THQPGL.
6. Курашинова А. Х., Урусова Л. Х. Книги как источник интеллектуального и духовно-нравственного развития личности // Образование и право. 2022. № 3. С. 326–330. DOI 10.24412/2076-1503-2022-3-326-330. EDN ASOZBZ.
7. Фазылов А. А., Ягафарова Г. А., Родионов Г. А. Проблема адаптации иностранных студентов в Российской студенческой среде на примере Республики Башкортостан// Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 7 (133). DOI 10.23670/IRJ.2023.133.80. EDN: FNPQLH. (GeoRef).
8. Makeeva E., Kulinich M., Yakovleva I. (20220, “Adaptation of International Students: Challenges and Solutions”, Journal of Intercultural Communication, vol. 21, no. 3. P. 41–54. DOI 10.36923/jicc.v21i3.20. EDN: ZHJCGU. (Scopus).