Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 3 (181) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.181.3.009
УДК: 378
ББК: Ч448
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. А. Лычкин ORCID
Аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ассистент кафедры хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ГРЕЙДИНГОВЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Аннотация

Введение. В статье рассматривается грейдинговый подход, который отражает связь, зависимость и взаимообусловленность всех составных компонентов педагогической деятельности и всех отношений, возникающих в культурно-досуговой деятельности будущего педагога-хореографа. Авторами предпринята попытка систематизировать теоретический и практический опыт применения грейдинга в области хореографического образования в высшей школе. По мнению авторов, модель грейдинга компетенций считается наиболее эффективной и обоснованной системой стандартизации и классификации ролей педагога-хореографа. Она способствует решению проблем, связанных с привлечением, удержанием и мотивацией квалифицированных сотрудников в сфере культурно-досуговой деятельности. Цель статьи: при помощи грейдинга четко разграничить компетенции и их функции, которые применяются в каждой из ролей будущего педагога-хореографа в культурно-досуговой деятельности.

Материалы и методы. Материалами исследования выступили результаты работы по формированию у педагога-хореографа: навыков, важных для решения профессиональных задач; специфических знаний, умений и опыта, необходимых для выполнения должностных обязанностей и решения проблем на каждой из ролей педагога-хореографа; уровня ответственности за свои действия и культурно-досуговую деятельность в целом. Основными методами исследования являются анализ и обобщение литературных источников по профессиональной педагогике, а также источников по организации и управлению профессиональной деятельности педагога-хореографа.

Результаты. Разработан проектно-прогностический блок компетенций с описанием ролей и функций будущего педагога-хореографа в культурно-досуговой деятельности. На основании данного блока разработана грейдинговая модель компетенций будущего педагога-хореографа, в которой представлены возможные роли педагога-хореографа и компетенции, а также факторах оценки при определенных индикаторах поведения.

Обсуждение. Грейдинг компетенций позволяет упорядочить структуру ролей будущего педагога-хореографа с учетом их ценности для культурно-досуговой деятельности. На основании проведенного исследования обсуждается грейдинговый подход к совершенствованию культурно-досуговой деятельности будущего педагога-хореографа.

Заключение. Проведенное нами исследование, опирающееся на обобщение многолетнего опыта работы в качестве преподавателей хореографических дисциплин в вузе, подтвердило практическую значимость грейдинга компетенций. Применяя данный подход вместе с другими технологиями, например, с оценкой и мониторингом результативности всех ролей педагога-хореографа, получится создать современную эффективную систему мотивации участников культурно-досуговой деятельности. Грейдинговый подход составляет основу создания эффективной системы управления человеческими ресурсами организации.

Ключевые слова

грейдинговый подход; грейдинг компетенций; компетенция; грейдинговая модель компетенций педагога-хореографа; роль педагога-хореографа; будущий педагог-хореограф; педагогика высшей школы; профессиональное образование

Основные положения

– определено понятие «грейдинг компетенций»;

– научно обоснован грейдинговый подход к совершенствованию культурно-досуговой деятельности будущего педагога-хореографа;

– представлена грейдинговая модель компетенций педагога-хореографа для осуществления культурно-досуговой деятельности.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ГРЕЙДИНГОВЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА [Текст] / Е. Ю. Никитина, В. А. Лычкин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  3 (181). — С. 188-216. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.181.3.009.

Библиографический список

1. Риттер И. В., Кривова Т. С. Современные системы мотивации труда: грейдинг // Экономические, гуманитарные и правовые исследования. 2013 № 6. С. 91–94. EDN: SBEGMN.

2. Синецкий С. Б. Менеджер социально-культурной сферы: подходы к формированию профессиограммы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. Т. 223. С 97–105. EDN: PSPWYI.

3. Краснопольская М. Ю. Профессиональная компетентность руководителя художественного коллектива // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 2. С 88–93. EDN: KNOBQP.

4. Изотова Л. Е., Романова М. Л., Шапошников В. Л. Современные методы диагностики научно-теоретической компетентности педагога // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 202–206. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p202-206. EDN: PEFXRJ.

5. Ведерникова М. А., Слободян А. А. Особенности педагогических навыков и личностных качеств педагога-репетитора в профессиональных танцевальных коллективах // Инновационная наука. 2023. № 6-1. С 184–186. EDN: BIFLJD.

6. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Том 9, № 1. С. 90. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 11.04.2024). EDN: YMXPOL.

7. Маргарян А. Г. Соотношение Soft и Hard skills в компетенции работника // Вестник науки. 2019. Том 1, № 12 (21). С 214–216. URL:  https://www.вестник-науки.рф/article/2367 (дата обращения: 11.04.2024). ISSN 2712-8849. EDN: KEIAHD.

8. Михайловская В. И. Факторный анализ как механизм уточнения показателей сформированности видов метапредметной компетенции // На пути к гражданскому обществу. 2022. № 1 (45). С 78–82. URL: www.es.rae.ru/goverment/111-836. (дата обращения 23.04.2024). EDN: KINHKH.

9. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194–196. DOI 10.24412/1991-5497-2021-186-194-196. EDN: RTNNIM.

10. Чуланова О. Л. Развитие мягких навыков (soft skills) руководителей в соответствии с целевой моделью компетенций // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 4 (21). С. 45–55. EDN: YLFJJR.

11. Медведицкая Д. В. Особенности реализации компетентностного подхода в системе высшего образования // Педагогика и психология: теория и практика. 2021. № 2 (22). С 47–52. EDN: IAWBXI.

12. Тулупова О. Н. Культурологические аспекты современного профессионального образования: от профессионала к трансфессионалу // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 43. С. 139–146. DOI 10.17223/22220836/43/10. EDN: DVPVYP (WoS).

13. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенков Т. В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 1. С. 5–17. DOI 10.15826/umpa.2021.01.001. EDN: BGVLQH.

14. Дзусова Б. Т. Компетентностный подход в условиях современного педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. С. 67–69. EDN: NQWTRA.

15. Беляева Н. Е., Есипов А. Л., Степанова Н. А. Мягкие навыки (soft skills) бакалавров вузов культуры в контексте компетентностного подхода: понятийно-теоретический анализ // Научные и технические библиотеки. 2022. № 9. С. 112–126. DOI 10.33186/1027-3689-2022-9-112-126. EDN: EVVDTM. (WoS).