Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 3 (181) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: DOI 10.25588/CSPU.2024.181.3.001
УДК: 378
ББК: Ч448.471
Н. А. Антонова ORCID
Преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация

Введение. В статье обобщен опыт автора по подготовке будущего учителя физики к организации и проведению физических олимпиад для школьников. Проанализированы различные возможности реализации подготовки педагогических кадров с учетом реалий современного состояния образовательной системы Российской Федерации.

Материалы и методы. В статье нашли отражение результаты анализа и интерпретации научно-методической литературы по проблеме исследования, которое также опирается на обобщение опыта практической деятельности автора в качестве преподавате-ля высшей школы. Выделены требования к деятельности учителя физики, организующего процесс подготовки к олимпиаде по физике. Рассмотрены методические особенности обучения решению и составлению олимпиадных задач студентов-магистрантов факультета физики, математики, информатики ФГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета» («ЮУрГГПУ») в рамках дисциплины «Методика организации олимпиад по физике».

Результаты. На основе выделенных требований к деятельности учителя физики, разработанных и апробированных заданий по методике, выделены трудности, которые испытывают будущие учителя при подготовке и организации олимпиад по физике. Представлены возможности участия студентов в олимпиадах разного уровня как в качестве участника, так и в качестве организатора.

Обсуждение. Проведенное исследование способствует подготовке учителей физики к деятельности по решению олимпиадных задач и позволяет выделить рекомендации по улучшению работы над олимпиадным движением, которые необходимо учитывать при подготовке школьников к олимпиадам, с которыми знакомятся будущие учителя физики на практических занятиях по методическим дисциплинам.

Заключение. Решение олимпиадных задач требует от обучающегося уверенного понимания полного объема школьного курса материала, дополнительных знаний по данному предмету, в некоторых случаях и знания других предметов, умение мыслить творчески, понимать суть нестереотипной новой задачи. Олимпиадная задача отличается от стандартных задач, решаемых в школьном курсе физики, тем, что при ее решении нестандартность мышления является определяющей по сравнению с обычными знаниями и методами. Реализация подготовки будущего учителя физики к организации и проведению олимпиад для школьников позволила разработать дидактический материал, что способствует формированию профессиональных компетенций будущих учителей.

Ключевые слова

олимпиада по физике; подготовка к олимпиадам; занятия по физике; будущие учителя; обучающиеся

Основные положения

– в контексте реализации профессионального стандарта педагога, требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» выделены знания и умения, которыми должны владеть учителя для организации олимпиад по физике;

– представлена разработка организация учебных занятий по дисциплине «Методика организации олимпиад по физике».

Цитировать публикацию

Антонова, Н. А.  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАД ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] / Н. А. Антонова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  3 (181). — С. 7-21. — DOI: DOI 10.25588/CSPU.2024.181.3.001.

Библиографический список

1. Агаханов Н. Х., Марчукова О. Г., Подлипский О. К. О современных тенденциях в подготовке школьников к математическим олимпиадам // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 266–284. DOI 10.17323/1814-9545-2021-4-266-284. EDN: SKAUXH (Scopus, WoS).

2. Евстафьева К. С., Пурышева Н. С. Состояние и пути совершенствования практической подготовки будущего учителя физики // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 130–146. DOI 10.15372/PHE20240109. EDN: QUNCSS

3. Касаткин П. И., Гулов А. П. Университет как значимый фактор реализации предметных олимпиад: опыт МГИМО // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 148–159. DOI 10.17223/15617793/495/14. EDN: COXXZZ (WoS CC).

4. О повышении эффективности всероссийских студенческих олимпиад / В. И. Кошкин [и др.] // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 25–30. EDN: TEJPYD (Scopus).

5. Пурышева Н. С., Евстафьева К. С. Усиление практической подготовки будущего учителя физики как стратегическая задача педагогического образования // Школа будущего. 2023. № 4. С. 78–87. DOI 10.55090/19964552_2023_4_78_87. EDN: QBRPSJ

6. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы / И. Л. Гоник [и др.] // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 119–124. EDN: TZFOSX (Scopus).

7. Фоминых С. О., Петрушкина Т. А. Некоторые аспекты формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 2 (111). С. 232–239. DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.028. EDN: FNLSWD.