Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена скаффолдингу как специальной форме педагогической поддержки будущих учителей. Используя технологию скаффолдинга, педагог ориентируется на зону ближайшего развития с учетом зоны актуального развития обучающихся с целью минимизации их расхождения. Особая роль уделяется непосредственному и планируемому скаффолдингу, а также рассматриваются три его формы: индивидуально-ориентированный, партнерско-нацеленный и ИКТ-скаффолдинг. Основной фокус направлен на повышение удельного веса самостоятельной работы будущих учителей и на поэтапное ослабление педагогической поддержки. Скаффолдинг создает разнообразные возможности для организации самостоятельной работы обучающихся и готовит их к осуществлению успешной профессиональной деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Материалы и методы. Практическая работа в рамках учебной практики по немецкому языку была ориентирована на скаффолдинг и состояла из трех этапов, каждый из которых коррелировал с определенной формой скаффолдинга. На первом этапе обучающиеся читали аутентичные произведения, знакомились с новым лексическим и грамматическим материалом, анализировали характерные особенности персонажей, обращали внимание на стилистические особенности текстового материала. На втором этапе будущие учителя дидактизировали сказку на основе заданной типовой модели. На третьем этапе они апробировали разработанный дидактический комплекс с последующим анализом сильных и слабых сторон дидактизации, а также выявлением недостатков и их последующей корректировкой. Основной вектор направлен на повышение уровня самостоятельности обучающихся для достижения поставленных задач.
Результаты. Результаты, полученные после проведения диагностики и самодиагностики по итогам учебной практики, свидетельствуют о более успешном формировании готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности на основе роста уровня самостоятельности будущих учителей для достижения необходимых результатов и организации сотрудничества. Благодаря скаффолдингу происходит успешная адаптация будущих учителей к профессиональной деятельности.
Обсуждение. Анализ позиций ученых по проблеме использования технологии скаффолдинга в высшей школе подтвердил значимость данной педагогической проблемы. Большинство ученых отмечают, что потенциал скаффолдинга в обучении иностранным языкам в вузе достаточно высок, поскольку данная педагогическая технология апеллирует к зоне ближайшего развития обучающихся и позволяет им постепенно переходить от выполнения учебных действий под руководством и с помощью преподавателя к самостоятельным учебным действиям. Анализ различных педагогических позиций подтвердил, что изложенные авторами в данной статье положения в основном коррелируют с позициями педагогического сообщества по данному вопросу.
Заключение. Опыт практической деятельности подтверждает эффективность интеграции скаффолдинга в традиционный учебный процесс, способствует балансу зоны актуального и ближайшего развития, росту уровня самостоятельности, редуцированию педагогической поддержки. Вовлеченность обучающихся в квазипрофессиональный контекст способствует дальнейшему формированию познавательного интереса и стимулированию положительной мотивации к профессиональному саморазвитию, а также росту ответственности.
будущие учителя иностранного языка; учебная практика; скаффолдинг; непосредственный скаффолдинг; планируемый скаффолдинг; зона актуального развития; зона ближайшего развития
– спроектирован процесс подготовки будущих учителей к
практической деятельности на основе скаффолдинга как особой формы педагогической поддержки;
– выделены и обоснованы три формы скаффолдинга: индивидуально-ориентированный, партнерско-нацеленный и ИКТ-скаффолдинг;
– в процессе работы со студентами доказана результативность учебной практики, включающей три этапа: ознакомление с аутентичными произведениями, индивидуальная работа над изучением и дидактизацией аутентичной сказки, апробация разработанного проекта.
Быстрай, Е. Б. СКАФФОЛДИНГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / Е. Б. Быстрай, Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 3 (181). — С. 80-99. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.181.3.005.
1. Гнутова И. И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95. EDN: BPDKKM. (Scopus).
2. Камалеева А. Р., Фахрутдинова А. В., Кондратьева И. Г. Ценностно-смысловые приоритеты субъект-субъектного взаимодействия в высшей школе в ракурсе когнитивной парадигмы // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 478. С. 162–171. DOI 10.17223/15617793/478/20. EDN: IMCYNM. (RSCI, ESCI, WoS).
3. Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Динамика изменений профессиональной мотивации обучающихся: влияние институциональной интеграции // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 125–141. DOI 10.15293/2658-6762.2303.06. EDN: GZDBKU. (RSCI).
4. Сафарли М. С., Милитдинова М. Э., Федотова К. О. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Вестник педагогических наук. 2021. № 4. С. 110–113. EDN: NMFFJR.
5. Калачев А. Р., Пушкарева Т. В. Формирование конкурентоспособности будущего педагога в вузе // Глобальный научный потенциал. 2023. № 4 (145). С. 184-186. EDN: HEARDH.
6. Дубинина Г. А. Применение учебного скаффолдинга при контентно-языковом интегрированном обучении профильным дисциплинам вуза // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № S1. С. 51–55. DOI 10.26794/2226-7867-2022-12-c-51-55. EDN: MAUBZI.
7. Ариян М. А., Валяева Н. Ю. Использование стратегий скаффолдинга и цифровых технологий в процессе обучения студентов-международников иностранному языку // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2022. № 57. С. 122–137. EDN: DUIGAG. DOI 10.47388/2072-3490/lunn2022-57-1-122-137.
8. Курьян М. Л., Воронина Е. А. Применение технологии педагогической поддержки («скаффолдинг») при обучении студентов эффективной обратной связи // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 461. С. 183–191. DOI 10.17223/15617793/461/22. EDN: SMRPJD. (RSCI, ESCI, WoS).
9. Жебраткина И. Я., Романов В. В., Чивилева И. В., Князькова О. И. Педагогическая «поддержка» в обучении грамматике иностранного языка: коммуникативный подход // Вестник педагогических наук. 2024. № 2. С. 131–137. DOI 10.62257/2687-1661-2024-2-131-137. EDN: LJXKSJ.