Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Учитывая актуальность лингвистических исследований в области социальной семиотики в наши дни, представляется целесообразным обратиться к вопросу изучения вербализации статусной идентичности коммуникантов в языке. Языковая манифестация статусной идентичности детерминирована показателем социального статуса коммуникантов, т.е. совокупностью разных социальных ролей, выполняемых индивидами в обществе, которые реализуются в процессе взаимного общения. Цель данной статьи состоит в исследовании употребления английских и американских комплиментарных высказываний представителями разных статусных идентичностей с учетом ситуации общения.
Материалы и методы. Цель исследования повлияла на выбор следующей методики, включающей метод контекстуального анализа, метод семантической и прагматической интерпретации. Применяемые количественные подсчеты обеспечивают релевантность проведенного исследования. Материалом исследования послужили комплиментарные высказывания представителей английской и американской лингвокультур, взятые из художественных произведений современной художественной литературы 21 века.
Результаты. В ходе исследования было установлено, что в английской и американской лингвокультурах комплиментарные высказывания чаще встречаются в симметричной ситуации общения, когда коммуниканты равны по показателю статусности, чем в асимметричной ситуации общения, когда коммуниканты не равны по показателю статусности.
Обсуждение. Полученные результаты могут быть применены в таких курсах, как «Стилистика» и «Прагмалингвистика», что представляет практическую ценность исследования.
Заключение. Проведенное исследование языковой реализации статусной идентичности в комплиментарных высказываниях позволяет сделать вывод, что для комплиментов, где собеседники являются представителями разного социального статуса, характерна меньшая экспрессия, наличие уважительных обращений и формул-клише, отсутствие фамильярных разговорных лексем.
статусная идентичность, горизонтальная социальная роль, вертикальная социальная роль, симметричная ситуация общения, асимметричная ситуация общения, комплиментарное высказывание, английская лингвокультура, американская лингвокультура
- языковая реализация статусной принадлежности детерминирована показателем социального статуса коммуникантов;
- выявлена частотность выражения комплиментов с учетом статусного параметра;
- разработаны и представлены модели, согласно которым происходит построение комплимента.
Куракина, Н.А. Лингвистические средства репрезентации статусной идентичности в комплиментарных высказываниях представителей английской и американской лингвокультур [Текст] / Н.А. Куракина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 3. — С. 246-253. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.25.
1. Кравченко, А. Социология. Общий курс [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Кравченко. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.
2. Гвазава, В.И. Русский речевой этикет: социокультурный аспект [Текст]: монография / В.И. Гвазава. – Калининград: Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургская академия управления и экономики», 2010. – 170 с.
3. Weaver S., Mora P.A., Morgan K. (2016) Gender and humour: examining discourses of hegemony and resistance. Social semiotics. 26 (3), 227-233.
4. Linke G. (2012) Recent Scottish working-class autobiography. Social semiotics. 22 (2), 201–216.
5. Соскина, С.Н. Гендерные характеристики употребления комплиментарных высказываний представителями английской, американской и русской национальных идентичностей на материале художественных текстов XX–XXI веков [Текст] / С.Н. Соскина, Н.А. Куракина // “European Social Science Journal” (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 6 (45). – Т. 1. – М.: Международный исследовательский институт. – С. 233–240.
6. Вахтин, Н.Б. Социолингвистика и социология языка. Гендер. Язык и возраст [Текст]: учебное пособие / Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 336 с.
7. Куракина, Н.А. Лингвостилистические средства выражения возрастной идентичности в комплиментарных высказываниях [Текст] / Н.А. Куракина // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2015. – Выпуск 2. – С. 152–157.
8. Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст]: учебное пособие / В.П. Конецкая. – М.: Международный университет Бизнеса и Управления, 1997. — 304 с.
9. Fox K. (2004) Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour. Available from: http://ilmk.khspu.ru/?wpfb_dl=171 (Accessed 10th May 2018).
10. Messely L., Dessein J., Lauwers L. (2010) Regional identity in rural development: three case studies of regional branding. Applied studies in agribusiness and commerce. 4, 19–24.
11. Twigger-Ross C.L., Uzzell D.L. (1996), Place and Identity Processes. Journal of Environmental Psychology. 16, 205–220.
12. Arnn L.P. (2005) Constitution, Character, and National Identity. Heritage Lectures. 891, 1–10.
13. Kurakina N.A. (2015) Linguistic means of expressing regional identity of the speaker in compliments (on the material of English-speaking lingua cultures). International Journal of English Language and Linguistics Research. 3 (4), 1–7.
14. Карасик, В.И. Язык социального статуса [Текст]: монография / В.И. Карасик. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. – 330 с.
15. Searle J.R. (1979) Expression and meaning: Studies in the Theory of Speech Acts. New York, CambridgeUniversity Press Publ.
16. Куракина, Н.А. Прагматический аспект гендерных комплиментарных высказываний представителей английской лингвокультуры [Текст] / Н.А. Куракина // Вестник БФУ им. И. Канта – 2016. – Вып. 4. – С. 35–41.
17. Barnes J. (2005) Arthur and George. Available from: http://www.e- reading.biz/bookreader.php/84985/Barnes_-_Arthur_%26_George.html (Accessed 10th May 2018).
18. Jardine Q. (1994) Skinner’s Trail. London, Headline Book Publ.
19. Stockett K. (2011) The Help. NewYork, The Berkley Publ.
20. Steel, D. (2013), First Sight. London, Transworld Publ.