Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.01
УДК: 378.1
ББК: 74.04(2Рос)
Д.Ф. Барсукова ORCID
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой профессионального развития работников образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Анализ профессиональных и образовательных стандартов в аспекте формирования предпринимательских компетенций в университетской среде
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность развития молодежного предпринимательства в университетской среде. Обозначена необходимость рассмотрения молодежного предпринимательства, с одной стороны, как возможного выбора выпускниками в качестве основного вида трудовой деятельности по окончании обучения, а с другой стороны, как способа развития предпринимательских компетенций студентов вне зависимости от планируемого ими выбора.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития молодежного предпринимательства в университетской среде, а также анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс и требования к качеству подготовки студентов.

Результаты. Представлены основные положения образовательных и профессиональных стандартов по формированию предпринимательских компетенций, в частности федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов. Осуществлен анализ их возможностей при организации процесса развития молодежного предпринимательства в университетской среде.

Обсуждение. Подчеркивается необходимость специальной подготовки преподавателей образовательных организаций высшего образования основам предпринимательской деятельности и вовлечения их в процесс формирования у студентов предпринимательских компетенций.

Заключение. Делается вывод о том, что для развития молодежного предпринимательства в университетской среде отсутствуют необходимые нормативно-правовые процедуры. Определяется необходимость формирования и реализации комплекса мероприятий по развитию молодежного предпринимательства, обобщения и распространения этого опыта. 

Ключевые слова

федеральные государственные образовательные стандарты, высшее образование, предпринимательские компетенции, молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, профессиональный стандарт

Основные положения
  • осуществлен анализ видов деятельности, предусмотренных ФГОС ВО;
  • осуществлен анализ видов деятельности, предусмотренных профессиональными стандартами;
  • на основе проведенного анализа сформированы рекомендации по формированию молодежного предпринимательства в университетской среде.
Цитировать публикацию

Барсукова, Д.Ф.  Анализ профессиональных и образовательных стандартов в аспекте формирования предпринимательских компетенций в университетской среде [Текст] / Д.Ф. Барсукова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 9-15. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.01.

Библиографический список
  1. Горбачева, М.Н. Формирование стратегии вуза на основе сбалансированных показателей [Текст] / М.Н. Горбачева // Гуманизация образования. – 2011. – № 6. – С. 15–19.
  2. Горбашко, Е.А. ССП и обеспечение качества образования в вузе: аспекты интеграционного взаимодействия [Текст] / Е.А. Горбашко // Стандарты и качество. – 2010. – № 8. – С. 92–93.
  3. Грегова, Е.Н. Инновации, малый бизнес и стимулирование развития молодёжного предпринимательства в России [Текст] / Е.Н. Грегова, О.Л. Рубцова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2014. – Т. 5. – № 3. – С. 34–52.
  4. Заболотский, М.В. Механизмы формирования активной жизненной позиции молодежи в предпринимательской среде [Текст] / М.В. Заболотский // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 3 (273). – С. 497–502.
  5. Иванов, Г.Г. Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее [Текст] / Г.Г. Иванов, С.Л. Орлов, Ю.К. Баженов // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 4. – С. 54–58.
  6. Коршикова, В.А. Роль взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей в деятельности высшего учебного заведения [Текст] / В.А. Коршикова // Российское предпринимательство. – 2012. – № 4. – С. 130–136.
  7. Лопатина, Р.Ф. Проектный подход и формирование мотивации к занятию предпринимательской деятельностью у молодежи [Текст] / Р.Ф. Лопатина, Н.А. Лопатин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 21. – С. 120–127.
  8. Масюк, Н.Н. Развитие предпринимательских компетенций молодежи через волонтерство на примере ВГУЭС [Текст] / Н.Н. Масюк, Т.В. Конюхова, В.В. Чечко // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-4 (53-4). – С. 929–932.
  9. Меркулов, П.А. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы [Текст] / П.А. Меркулов, Е.Н. Малик // Вестник ОрелГИЭТ. – 2015. – № 2 (32). – С. 130–133.
  10. Носкова, Н.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в регионах Российской Федерации [Текст] / Н.А. Носкова, Е.Л. Норкина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 2. – № 8. – С. 102–106.
  11. Нуриджанов, А.Э. Проактивные социальные технологии управления в сфере молодежного предпринимательства [Текст] / А.Э. Нуриджанов // Социальная политика и социология. – 2009. – № 8(50). – С. 54–60.
  12. Петрище, В.И. Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития [Текст] / В.И. Петрище // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 766–770. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85154.htm [Дата обращения: 13.05.2018].
  13. Рамперсад, Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность [Текст] / Х. Рамперсад, пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 2006. – 352 с.
  14. Сташкевич, И.Р. Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля [Текст] / И.Р. Сташкевич, Е.А. Серебренникова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 207–209.
  15. Таппасханова, Е.О. Развитие молодежного инновационного предпринимательства в индустрии туризма и гостеприимства региона: экономико-правовой аспект [Текст] / Е.О. Таппасханова, Р.М. Лигидов, Р.А. Токмакова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 1(54). – С. 461–468.
  16. Анищенко, В.А. Анализ причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства [Текст] / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 16–19.
  17. Анищенко, В.А. Опыт вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу [Текст] / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.– 2016. – № 3-7. – С. 14–16.
  18. Анищенко, В.А. Опыт практической реализации студенческих экономических инициатив [Текст] / В.А. Анищенко, Д.Ф. Барсукова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–7. – С. 11–14.
  19.  Barsukova D.F., Shukhman A.E., Belonovskaya I.D., Anishchenko V.A., Homyakova N.V. (2015) Approaches to Training of Engineering Program Students for Innovative Activity. Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL).20–24 September 2015. Florence, Italy. pp. 941–943.
  20.  Barsukova D.F., Belonovskaya I.D., et al. (2015) The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6 (2), pp. 36-42.