Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Актуальность расширения и уточнения диапазона современных методов обучения в системе профессиональной подготовки педагогических кадров определяется необходимостью обеспечения не просто формирования у педагогов умения использовать методы обучения и самообучения в конкретной модели обучения и (или) педагогической ситуации, но и выбирать и конструировать новые методы для повышения их эффективности в информационно-коммуникационном пространстве. Значимость выделенных умений фиксируется в документах отечественного и международного уровней. При этом оценка (экспертирование) и конструирование методов должны опираться на теоретический базис, позволяющий валидно оценить выбираемый или получаемый метод обучения с точки зрения компьютерной дидактики. Такая работа может быть проведена на основе знаний и опыта, полученных в процессе специальной подготовки педагога, например, при выполнении специальных заданий при определенном содержательном наполнении различных форм организации учебно-познавательной деятельности.
Материалы и методы.Основными методами исследования являются: анализ нормативных и рекомендательных документов, а также научной литературы, раскрывающих проблему обновления методов обучения в системе профессиональной подготовки современного учителя, сравнение и сопоставление полученных авторами результатов, связанных с исследованием эффективности формирования социальных и профессиональных компетенций у студентов магистратуры.
Результаты. Для выделенных блоков логической структуры организационных форм работы с магистрантами направления «Педагогическое образование» представлена тематика и приведены примеры содержательного наполнения, которое может быть использовано для лекционных, семинарских и лабораторных занятий, а также научно-исследовательской деятельности. Предлагается четырехаспектная проверка сформированности умений у магистрантов выбирать, составлять и оценивать эффективность современных методов обучения.
Обсуждение. Подчеркивается, что формирование у современного учителя умений оценивать и самостоятельно составлять методы обучения с участием и помощью компьютера требует специальной теоретической и практической подготовки и носит комплексный характер.
Заключение. Делается вывод о том, что предложенные материалы могут быть использованы не только в системе подготовки магистров, но и на уровне бакалавриата, а также при работе с учителями для повышения профессиональной квалификации.
метод обучения, оценка эффективности метода обучения в информационно-коммуникационном пространстве, составление метода обучения, принципы компьютерной дидактики
- определена логическая структура организационных форм работы с магистрантами направления «Педагогическое образование»;
- разработана содержательная тематика для формирования у студентов магистратуры умений составлять и оценивать методы обучения в идеологии компьютерной дидактики;
- представлены иллюстрационные материалы для формирования знаний и накопления опыта составления и оценки современных методов обучения и самообучения при использовании информационно-коммуникационных технологий.
Семенова, И.Н. Cодержательное и деятельностное наполнение магистерской программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» на примере профиля «Математическое образование» [Текст] / И.Н. Семенова, А.В. Слепухин, Е.Н. Эрентраут, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 3. — С. 154-163. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.16.
1. Ваграменко, Я.А. Современные научно-технологические подходы к выбору программного обеспечения информационных систем для реализации личностно-ориентированных траекторий профессиональной подготовки и профильного обучения [Текст] / Я.А. Ваграменко, Г.Ю. Яламов, В.С. Ильина // Педагогика информатики. – Вып. 4. – 2014. – С. 72–82.
2. Lapenok M.V., Lapenok O.M., Simonova A.A. (2015) Preparation and evaluation of teachers’ readiness for creation and usage of electronic educational resources in school’s educational environment. Smart education and smart e-learning, smart innovation, system and technologies. 41. 299–308. DOI 10.1007/978-3-319-19875-0_27.
3. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 204 с.
4. Стариченко, Б.Е. О построении информационного обеспечения учебного процесса в вузе [Текст] / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С. 39–44.
5. Adelsberger H., Kinshuk, Pawlowski, MartinJ. (2008) Handbook on Information Technologies for Education and Training. Springer-VerlagBerlinHeidelberg Publ. 465. DOI 10.1007/978-3-540-74155-8.
6. Anastasiades P., Zaranis N. (2017) Research on e-Learning and ICT in Education. Technological, Pedagogical and Instructional Perspectives. Springer International Publishing. 301. DOI 10.1007/978-3-319-34127-9.
7. Zhang J., Yang J., Chang M. (2016) ICT in Education in Global Context. Springer Science Publ., Business Media Singapore Publ. 302. DOI 10.1007/978-981-10-0373-8.
8. Isaias P., Ifenthaler D., Kinshuk, Sampson D.G., Spector M. (2012) Towards Learning and Instruction in Web 3.0. Advances in Cognitive and Educational Psychology. Springer-VerlagNew York Publ. 326. DOI 10.1007/978-1-4614-1539-8.
9. Moller L., Huett J.(2012) The Next Generation of Distance Education. Unconstrained Learning. Springer-VerlagNew York Publ. 266. DOI 10.1007/978-1-4614-1785-9.
10. Стариченко, Б.Е. Анализ сущности электронного, дистанционного и смешанного обучения с точки зрения современной инфокоммуникационной образовательной парадигмы [Текст] / Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин // Педагогический журнал Башкортостана. – 2014. – № 6. – С. 49–65.
11. Семенова, И.Н. Моделирование расширенной системы методов обучения «Современной» образовательной парадигмы в смешанной модели обучения
студентов педагогических специальностей [Текст] / И.Н. Семенова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 67–76.
12. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 352 с.
13. Сардак, Л.В. Особенности подготовки электронных образовательных ресурсов для использования при реализации мобильного обучения [Текст] / Л.В. Сардак, Э.Р. Камалидинова // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 53–59.
14. Semenova I.N. (2013) Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. Yelm, WA, USA. Science Book Publishing House, 156.
15. Семенова, И.Н. Сущность и роль метода языкового менеджмента в развитии системы электронного обучения математике [Текст] / И.Н. Семенова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2014. – № 3. – С. 63–72.
16. Стариченко, Б.Е. Проектирование диссертации магистра образования [Текст]: учебное пособие / Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 207 с.
17. Семенова, И.Н. Приемы организации информационно-поисковой и аналитико-синтетической деятельности для подготовки студентов к проведению научного исследования в дидактической среде современного информационно-коммуникационного пространства [Текст] / И.Н. Семенова // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 106–110.
18. Слепухин, А.В. Конвенциально-рефлексивная система экспертирования для формирования у студентов педагогических вузов умений составлять и оценивать методы обучения в современной дидактической среде [Текст] / А.В. Слепухин, И.Н. Семенова, Е.Н. Эрентраут // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 120–129.
19. Слепухин, А.В. Проектирование компонентов методики формирования профессиональных умений студентов педагогических вузов в условиях использования виртуальной образовательной среды[Текст] / А.В. Слепухин // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 82–90.
20. Mamontova M., Zuev P. (2015) Training of future teachers in development and application of computer tools for evaluation of student academic progress. Smart Education and Smart e-Learning. Smart Innovation, System and Technologies. 41, 321–331. DOI 10.1007/978-3-319-19875-0_29.
21. Slepukhin A.V., Sergeeva N.N. The diagnostics' methods of students' readiness for professional pedagogical activity within information educational environment. Smart Education and Smart e-Learning. Smart Innovation, System and Technologies. 2015. 41. 333–343. DOI 10.1007/978-3-319-19875-0_30.
22. Крупич, В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач [Текст] / В.И. Крупич. – М.: Прометей, 1995. – 166 с.
23. Semenova I.N., Novoselov S.A. The diagnostics of well-formed ability of students and teachers to make and to evaluate the system of modern methods of teaching mathematics. Smart Education and Smart e-Learning. Smart Innovation, System and Technologies. 2015. 41. 345–355. DOI 10.1007/978-3-319-19875-0_31.