Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.10
УДК: 378.637.016
ББК: 74.489.0
И.В. Кудинов ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, проректор по научной и инновационной деятельности, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании
Аннотация

Введение. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что прорывные    IT-решения в различных областях жизнедеятельности человека, развитие технологий электронного образования, возросшая потребность в быстром и узкоспециализированном образовании в настоящее время принципиально изменяют роль и функции высших учебных заведений. Цель статьи заключается в обобщении опыта Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы по разработке методологии электронного образования профильного вуза и частных методик по онлайн- и оффлайн-обучению в системе высшего образования, по проведению научных исследований в области качества производства и результатов освоения массовых открытых онлайн-курсов. В статье раскрываются основные векторы развития деятельности университета: реализация субъектно-ориентированной образовательной технологии, организация обучения с применением массовых открытых онлайн-курсов, переход к активным и проектным формам работы, разработка и реализация сетевых образовательных программ, развитие методики имитационного (симуляционного) обучения, интеграция обучения с производством, реализация программ дуального обучения. Представленная в статье система электронных образовательных ресурсов, созданных в БГПУ им. М. Акмуллы, позволяет обеспечить сопровождение профессионального роста учителей, выстроить вертикаль взаимодействия от ученика до профессора вуза, осуществить методическую, организационную и содержательную поддержку школ, внедрить массовые открытые просветительские онлайн-курсы для родителей учащихся.

Материалы и методы.В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы сформированы три инновационные площадки (лаборатории), исследующие информационные технологии в образовании: «Методология субъектно-ориентированного обучения в высшей школе» (занимается разработкой теоретико-методологических основ субъектно-ориентированного профессионального образования с учетом требований подготовки компетентного специалиста), «Дидактический дизайн» (разрабатывает визуальные дидактические средства для системы образования), «Бимодальный университет как стратегия инновационного и опережающего развития вуза» (занимается теоретическим обоснованием и внедрением в учебный процесс технологий и дидактических инструментов симуляционного (имитационного) обучения).

Результаты. Развитие концепции бимодальности в проекцию открытого университета влечет за собой внедрение механизмов академической мобильности студентов с нормативной возможностью перезачета отдельных дисциплин и модулей по результатам обучения как на собственных онлайн-курсах, так и на ведущих российских и мировых МООК-платформах. Глубина инноваций обеспечивается встраиванием электронных инструментов в основные процессы и проекты вуза. Версия 2.0 электронного университета – бимодального университета – предполагает интеграцию ресурсов с портальными решениями в системе образования Республики Башкортостан (платформа электронное образование Республики Башкортостан) и Российской Федерации (национальная платформа открытого образования), а также обеспечение информационно-аналитической поддержки реализации приоритетных проектов университета.

Обсуждение. Подчеркивается, что в исследовании анализируются не отдельные компоненты информатизации вуза, а целостная информационно-образовательная среда, связанная с общими концептуальными положениями организации образовательного процесса в высшей школе и ролью педагогического вуза как научно-образовательного и социального центра региона.

Заключение. Делается вывод о том, что важнейшими направлениями развития вуза в сфере информационных технологий являются внедрение принципов открытого образования в учебный процесс, активное сетевое взаимодействие с ведущими вузами страны и мира, информационное обеспечение образовательного процесса формами квазипрофессиональной деятельности, дуального образования и симуляционного обучения, установление IT-контактов с наукоемкими предприятиями, производством, школами, электронное сопровождение инновационных проектов и дистрибутивное внедрение IT-решений, электронный мониторинг системы образования региона, повышение качества электронного образования и IT-компетенций участников, подготовка кадров в сфере инновационного информационного менеджмента.

 

 

Ключевые слова

информационные технологии, массовые открытые онлайн-курсы, дуальное обучение, симуляционное обучение, профессиональное педагогическое образование

Основные положения
  • определены основные направления развития деятельности педагогического университета в области электронного образования;
  • разработана структура университета как открытого бимодального научно-образовательного и социального центра, объединяющего ресурсы и проекты для устойчивого социального развития региона, внедрения инновационных педагогических технологий, реализации методологии электронного образования и интерактивного просвещения населения;
  • представлены ключевые проекты педагогического университета в области создания электронных образовательных ресурсов.
Цитировать публикацию

Кудинов, И.В.  Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании [Текст] / И.В. Кудинов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 89-101. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.10.

Библиографический список

1. Агапонов, C.B. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Текст] / C.B. Агапонов; под ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 336 с.

2. Андреев, А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы [Текст] / А.А. Андреев //Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 150–155.

3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 352с.

4. Лапчик, М.П. Дистанционные технологии в системе инновационного педагогического образования [Текст] / М.П. Лапчик // Инновации в непрерывном образовании. – 2011. – № 2(2). – С. 5–10.

5. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Мотсеева, А.Е. Петрова и др.; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006. – 400 с.

6. Полат, Е.С. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

7. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат; под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.

8. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. – М.: НексПринт, 2010. – 95с.

9. Dybina O.V. (2018) Implementation of the information and communication technologies into activities of a pedagogue. Advances in Intelligent Systems and Computing. 622, 107–113. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_14

10. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. – 286 с.

11. Кузнецов, A.A. Образовательные и электронные издания и ресурсы [Текст] /А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – М.: Дрофа, 2009. –156 с.

12. Захарова, Т.Б. Организация современной информационной образовательной среды [Текст]: методическое пособие / Т.Б. Захарова, А.С. Захаров, Н.Н. Самылкина и др. – М.: Прометей, 2016. – 278 с.

13. Булин-Соколова, Е.И. Школа информатизации: путь к обновлению образования [Текст] / Е.И. Булин-Соколова, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров // Информатика и образование. – 2009. – №11. – С. 3–12.

14. Гутман, С. Образование в информационном обществе [Текст] / С. Гутман. – СПб.: Российская национальная библиотека. – 2004. – 96 с

15. Роберт, И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания [Текст] / И.В. Роберт // Человек и образование. – 2012 – №1 (30). – С. 14–18.

16. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации [Текст] / И.В. Роберт // Ученые записки ИУО РАО. –2007. – № 23. – С. 3–14.

17. Gorohova, N.V. Informatization of education (2018) Espacios. 39 (20), 6. Available from: http://www.revistaespacios.com/a18v39n20/18392006.html (Accessed 23d April 2018).

18. Ален, М. E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным [Текст] / Майкл Ален. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 200 с.

19. Власова, Е.З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования [Текст] / Е.З. Власова // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета – 2014. – № 1. – С. 43–49.

20. Мещерякова, И.Н. Возможности электронного обучения в развитии познавательной активности студента [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Н. Мещерякова. – М.: Флинта, 2014. – 60 с.

21. Соловов, А.В. Электронное обучение: вектор развития [Текст] / А.В. Соловов, А.А. Меньшикова // Высшее образование в России – 2015. – № 11. – С. 66–75.

22. Щенников, С.А. Дидактика электронного обучения [Текст] / С.А. Щенников // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 83–90.