Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.17
УДК: 378.937
ББК: 74.480.26
В. С. Цилицкий ORCID
Кандидат педагогических наук, начальник управления научной работы, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Mодель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы, характеризующие проблему формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности. Представлена авторская модель, позволяющая усилить фундаментальность профессиональной подготовки педагогов и оптимизировать процесс формирования готовности через характеристику каждого компонента модели. Цель статьи – проектирование и реализации структурно-функциональной модели формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности в целом и отдельных ее компонентов в частности.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются теоретические методы: анализ научной литературы, посвященной проблематике тьюторства, тьюторской деятельности, профессиональной подготовки педагогов к тьюторской деятельности в педвузе, ретроспективный, системный, понятийно-терминологический анализ, моделирование, обобщение.

Результаты и их обсуждение. Разработана авторская модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности, включающая мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный компоненты; описаны функции каждого компонента; выявлены и охарактеризованы общенаучные и частнонаучные принципы реализации проектируемой модели.

Заключение. Представлен вывод, что модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности повышает эффективность подготовки будущего педагога в педвузе и уровень его профессиональной компетентности.

Ключевые слова

тьюторство, тьюторская деятельность, готовность к тьюторской деятельности, подготовка педагога, модель, моделирование, образовательный процесс

Основные положения
  • определена теоретико-методологическая стратегия к проектированию модели;
  • разработана структурно-функциональная модель, способствующая формированию готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности;
  • представлены общенаучные и частнонаучные принципы реализации модели.
Цитировать публикацию

Цилицкий , В. С.  Mодель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности [Текст] / В. С. Цилицкий , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 163-170. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.17.

Библиографический список

1. Циулина, М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. С. 974. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18251 – [Дата обращения: 17.06.2018]

2. Ковалёва, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. – М.; Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с.

3. Гордон, Э. Столетия тьюторства [Текст] / Э. Гордон; пер. с англ.; под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Д.Ю. Гребенкина. – Ижевск: ERGO, 2008. – 351 c.

4. Mash R., Palfreyman D. (2001) Tutorial teaching in economics. Ed. The Oxford Tutorial. Oxford, Blackwell’s Publ.

5. Потапова, М.В. Ценностные ориентиры разработки пропедевтического курса физики в системе открытого образования [Текст] / М.В. Потапова // Методология педагогики: аксиологический подход, ценностно-смысловые аспекты постижения и реализации образования: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – Челябинск: ЧГПУ, 2010. – С. 331–335.

6. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю.З. Кушнер. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

7. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штоф. – М.; Л: Наука, 1966. – 30 с.

8. Якoвлев, Е.В. Педaгoгическaя кoнцепция: метoдoлoгические aспекты пoстpoения: монография [Текст] / Е.В. Якoвлев, Н.O. Якoвлевa. – М.: Гумaн. изд. центp ВЛAДOС, 2006. – 239 с.

9. Новиков, А.М. О развитии методических систем [Текст] / А.М. Новиков // Специалист. – 2015. – № 9. – С. 21–25.

10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

11. Поппер, К.Р. Открытое общество и его враги [Текст] / К.Р. Поппер // Управление мегаполисом. – 2012. – № 1. – С. 83–87.

12. Потапова, М.В. Теория и практика тьюторского сопровождения стажерской практики будущего учителя физики [Текст] / М.В. Потапова // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧГПУ, 2012. – С. 84–86.

13. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html. (Accessed 12th June 2018).

14. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

15. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios. Vol. 38 (56). Availiable from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 12th June 2018).

16. Borodina V.A. (2017)Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. Vol. 12., 2486–2492.

17. Загвязинский, В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования [Текст] / В.И. Загвязинский // Альма-Матер. – 2004. – № 9. – С. 21–25.

18. Яковлев, Е.В. Модель как результат моделирования педагогического процесса [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 9. – С. 136–140.

19. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособ. / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.

20. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Бородурина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 329. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726 – [Дата обращения: 10.06.2018].