Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье представлены результаты проведённого мониторингового исследования образовательных интернет-ресурсов по русскому языку, обоснованы критерии оценки и обозначены перспективы использования проанализированных электронных ресурсов в ходе изучения русского языка, получения образования на русском языке, а также в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием русского языка, организацией открытого образования на русском языке и осуществлением обучения русскому языку разных категорий лиц, в том числе билингвов, проживающих в полиэтнических, полилингвальных, поликонфессиональных регионах.
Материалы и методы. Мониторинг 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с преподаванием русского языка, проводился специалистами в области языкознания, информационных технологий и специального (дефектологического) образования. Экспертная оценка состояния и эффективности русскоязычных образовательных интернет-ресурсов осуществлялась по специально разработанным критериям. В ходе исследования были использованы общенаучные методы: синтез, анализ, сравнение, описательный метод, включающий приёмы наблюдения, обобщения и классификации, а также элементы количественно-статистического анализа.
Результаты. Авторами выявлены и описаны 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка, разработана система их оценки, осуществлён экспертный мониторинг сайтов по сформулированным критериям, создана электронная база данных с рейтинг-листами интернет-ресурсов, распределённых как по интегральному суммарному критерию, так и по отдельным показателям.
Обсуждение. Отмечается, что в литературе можно встретить различные критерии и принципы оценки веб-ресурсов. Подчёркивается, что сформированная электронная база данных в результате мониторинга русскоязычных образовательных интернет-ресурсов по русскому языку поможет и разработчикам контента в плане его дальнейшего совершенствования, и пользователям в ходе изучения / преподавания русского языка.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация проекта БГПУ им. М. Акмуллы по мониторингу образовательных интернет-ресурсов открывает новые возможности для поддержки русского языка как государственного языка РФ, сопровождения его изучения разными категориями лиц, оказания учебно-методической помощи педагогам в применении на занятиях информационных технологий и интернет-ресурсов.
мониторинг, русский язык, электронное обучение,образовательныеинтернет-ресурсы,билингвы,критерии экспертной оценки
- определены составляющие экспертной оценки образовательных интернет-ресурсов;
- разработана структурно-функциональная модель мониторинга образовательных интернет-ресурсов по русскому языку;
- сформирована электронная база данных по мониторингу 300 русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка.
Кудинова, Г.Ф. Мониторинг русскоязычных образовательных интернет-ресурсов, связанных с изучением и преподаванием русского языка [Текст] / Г.Ф. Кудинова, Т.Ю. Капишева, Е.В. Попова, Г.М. Курбангалеева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 3. — С. 102-113. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.11.
1. Мильруд, Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре [Текст] / Р.П. Мильруд // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 5. – С. 211–217.
2. Bakar N.A., Latif H., Yaacob A. (2017) Fusion of Technology with Language Learning: Blog Community. 3L: The Southeast Asian Journal of English Language Studies. Vol. 23 (4), 200–211. DOI: 10.17576/3L-2017-2304-15.
3. Зинина, Т.Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка [Текст] / Т.Ф. Зинина // Молодой ученый. – 2016. – № 8. – С. 957–960.
4. Барт, М.В. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного в полиязычном образовательном пространстве [Текст] / М.В. Барт, М.А. Габова // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – № 9. – С. 91–100.
5. Богомолов, А.Н. Интернет-технологии в обучении русскому языку как иностранному [Текст] / А.Н. Богомолов // Вестник ЦМО МГУ. Методика. – 2009. – № 1. – С. 40–44.
6. Никитенко, З.Н. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного [Электронный ресурс] / З.Н. Никитенко, В.Д. Янченко, Е.А. Никитенко, А.Д. Дейкина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 7–19. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2194 – [Дата обращения: 07.05.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1702.01.
7. Бадрах, А. К вопросу о функционировании русского языка в интернет-среде [Текст] / А. Бадрах, Ц. Ширнэн // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5 (27). – С. 134–141. Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1573 – [Дата обращения: 07.05.2018].
8. Морослин, П.В. Язык Интернета как объект лингвистических исследований [Текст] / П.В. Морослин // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. – 2009. – № 3. – С. 10–17.
9. Кононенко, И.С. Жанровые аспекты классификации веб-сайтов [Текст] / И.С. Кононенко, Е.А. Сидорова // Программная инженерия. – 2015. – № 8. – С. 32–40.
10. Морослин, П.В. К вопросу о жанровой классификация ресурсов Интернета [Текст] / П.В. Морослин // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2010. – № 8. – С. 154–160.
11. Азимов, Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) [Текст] / Э.Г. Азимов // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. – 2014. – № 4. – С. 124–129.
12. Бондарева, О.В. Подходы в дистанционном обучении русскому языку как иностранному [Текст] / О.В. Бондарева, Л.Б. Белоглазова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 2. – С. 102–103.
13. Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / М.Б. Лебедева, Т.В. Семенова // Человек и образование. – 2013. – № 1 (34). – С. 117–122.
14. Никуличева, Н.В. Курс повышения квалификации преподавателя дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Никуличева // Высшее образование в России. – № 9. – 2009. – С. 115–119.
15. Савицкая, Г.В. Социальные сети как инструмент изучения русского языка [Текст] / Г.В. Савицкая // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 102–104.
16. Юринова, Е.А. Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Е.А. Юринова // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6 (19). – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/109PVN613.pdf. – [Дата обращения: 07.05.2018].
17. Ярославская, И.И. Методика создания учебных материалов по русскому языку как иностранному (с помощью ресурсов Интернета) [Текст] / И.И. Ярославская // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 5. – С. 80–83.
18. Назарова, Л.В. Разработка учебно-методических материалов на основе образовательных информационных технологий [Текст] / Л.В. Назарова, Г.М. Гринберг // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. – № 6. – С. 425–426.
19. Азимов, Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Э.Г. Азимов. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 352 с.
20. Сидорова, А.Г. Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края) [Электронный ресурс] / А.Г. Сидорова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 9 (17). – С. 44. – Режим доступа: http://ej.soc-journal.ru/archive/2012.html. – [Дата обращения: 07.05.2018].