Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.03
УДК: 372.578: 15
ББК: 74.100.551.3: 88.834
Е. Ю. Волчегорская ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.А. Гладкова ORCID
аспирант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Музыкальная деятельность как средство эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Аннотация

Введение. В статье определена важность эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в современных условиях, отмечена роль различных видов музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии ребенка.

Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме. Цель статьи – представить теоретический анализ возможностей музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии дошкольников.

Результаты. В статье впервые исследована проблема эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности различных видов музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии дошкольника.

Обсуждение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что каждый вид музыкальной деятельности оказывает определённое влияние на развитие эмоциональной сферы и общение ребёнка.

Заключение. Музыкальная деятельность создает условия для развития гармоничной личности, в том числе способствует развитию эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. Подведён итог о положительном воздействии видов музыкальной деятельности на эмоционально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. 

Ключевые слова

музыкальная деятельность, эмоционально-коммуникативное развитие, дети дошкольного возраста

Основные положения
  • определена значимость музыкальной деятельности в эмоционально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
  • представлены виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и обозначено их влияние на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности детей.
Цитировать публикацию

Волчегорская, Е. Ю.  Музыкальная деятельность как средство эмоционально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Ю. Волчегорская, Е.А. Гладкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 30-37. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.03.

Библиографический список
  1. Куликова, О.Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в музыкально-игровой деятельности [Текст] / О.Л. Куликова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – С. 251–254.
  2. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 326 с.
  3. Zalar K., KordesU., Kafol B.S. (2015) The Role of Children's Musical Instruments in Communication with Musical Language. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 197, 1326–1334. DOI: 10.1016/j.sbspro. 2015.07.407
  4. Spiro N., Himberg T. (2016) Analysing change in music therapy interactions of children with communication difficulties. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 371, 1693. DOI: 10.1098/rstb.2015.0374
  5. Hawkins S., Cross I., Ogden R. (2013) Communicative interaction in spontaneous music and speech. Music, language and interaction. London: College Publication.
  6. Cross I. (2014) Music and communication in music psychology. Psychology of Music. 42, 809–819. DOI:10.1177/0305735614543968
  7. Himberg T. (2014) Interaction in musical time (doctoral thesis). DOI: 10.17863/CAM.15930.
  8. HolckU. (2004) Turn-taking in music therapy with children with communication disorders. BritishJournalofMusicTherapy. 18, 45–54. DOI:10.1177/135945750401800203
  9. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. – М.: Таланты ХХI век, 2004. – 496 с.
  10. Орлов, Г.А. Древо музыки [Текст] / Г.А. Орлов. – М.: Советский композитор, 1992. – 408 с.
  11. Волчегорская, Е.Ю. Музыкально-интонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей [Текст] / Е.Ю. Волчегорская, О.Н. Ногина // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 10. – С. 36–40.
  12. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка1971. – 376 c.
  13. Джалагония, Л.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения [Текст] / Л.А. Джалагония // Вопросы психологии. – № 1. – 2001. – С. 130–134.
  14. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 254 c.
  15. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – М.: Владос, 1994. – 93 c.
  16. Козырская, И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкотерапии [Электронный ресурс] / И.Н. Козырская, Л.А. Нижегородова // Научно-методический электрон­ный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1166–1170. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96150.htm [Дата обращения: 20.05.2018].
  17. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: Скрипторий–2003, 2010. – 176 с.
  18. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.
  19. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст]: учеб. пособие / А.И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004. – 36 с.
  20. Тютюнникова, Т. Что такое «Шульверк» К. Орфа [Текст] / Т. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3. – C. 129–134.