Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.05
УДК: 378.937
ББК: 74.480.26
Е.В. Гнатышина ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога
Аннотация

Введение. В статье на основе анализа основополагающих исследований теории цифровой культуры рассмотрены ведущие положения проектирования педагогического инструментария формирования цифровой культуры будущего педагога.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научных трудов, посвященных проблеме формирования цифровой культуры личности и общества, информатизации и цифровизации образования. Метод проектирования является ведущей технологией и педагогическим инструментом формирования цифровой культуры будущего педагога.

Результаты. В основу проектирования методических положений положены принципы аксиологического и социокультурного подходов, модульная структура, вариативность образовательных траекторий, мобильность преподавателей и обучающихся. Отдельного внимания заслуживают методы освоения дисциплин. Именно в методике организации занятий происходит ведущая деятельность по реализации ценностно-ориентированной концепции формирования цифровой культуры. В качестве основных нами использованы методики: перевёрнутый класс, дополненная реальность, образовательное событие и другие.

Обсуждение. Представленный педагогический инструментарий и поэтапная реализация его внедрения позволяет эффективно реализовать ценностно-ориентированную концепцию формирования цифровой культуры будущего педагога. Мы обосновали, что формирование данного вида культуры должно быть на основе предлагаемых нами методических инструментов.

Заключение. Процесс формирования цифровой культуры будущего педагога представляет собой системное и последовательное внедрение ценностно-ориентированной концепции и требует переосмысления методики организации профессиональной подготовки современного педагога, которую предлагается выстроить на основе внедрения представленного педагогического инструментария.

Ключевые слова

цифровизация, цифровая культура будущего педагога, формирование цифровой культуры будущего педагога, методика, педагогический инструментарий, ценностно-ориентированная концепция

Основные положения
  • определена категория «педагогический инструментарий»;
  • представлены возможности педагогического инструментария на каждом этапе формирования цифровой культуры будущего педагога;
  • рассмотрены основные педагогические инструменты, применимые к реализации ценностно-ориентированной концепции формирования цифровой культуры будущего педагога.
Цитировать публикацию

Гнатышина , Е.В.  Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога [Текст] / Е.В. Гнатышина , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 46-54. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.05.

Библиографический список

1. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 5th May 2018).

2. Гнатышина, Е.В. Основы информационной культуры руководителя [Текст]: учебное пособие / Е.В. Гнатышина. – Челябинск: ЧГПУ, 2007. – 100 с.

3. Скибицкая, И.Ю. Проектирование педагогического инструментария как условие формирования профессионального языка [Текст] / И.Ю. Скибицкая, Э.Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 2. – С. 72–81.

4. Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. – Челябинск: Цицеро, 2015. – 159 с.

5. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios. 38 (56). Avialable from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 5th May 2018).

6. Гнатышина, Е.В. Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога [Текст] / Е.В. Гнатышина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. – С. 50–58.

7. Колонтаевская, И.Ф. Цифровая культура инженера: проблемы и решения [Текст] / И.Ф. Колонтаевская, О.А. Исабекова // Наука 2014: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 26 января 2015 г.). – М.: Грифон, 2015. – С. 72–76.

8. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ [Текст]: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. – Н. Новгород: Мининский университет, 2017. – 202 с.

9. Галкин, Д.В Современные исследования цифровой культуры (вместо предисловия к переводу фрагмента книги Чарли Гира «Цифровая культура» [Текст] / Д.В. Галкин // Гуманитарная информатика. – 2004. – № 1. – С. 40–49.

10. Baudrillard J. (2000) The Virtual Illusions. New York, ColumbiaUniversity Press Publ.

11. Громыко, Н. Интернет, постмодернизм и современное образование [Текст] / Н. Громыко // Кентавр: Методологический и игротехнический альманах. – 2001. – № 27. – С. 260–275.

12. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н.Б. Маньковская. – СПб.: Алетейа, 2000. – 347 с.

13. Gere C. Digital culture. London, Reaktion Books Publ.

14. Галкин, Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей [Электронный ресурс] / Д.В. Галкин // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 3. – С. 11–12. – Режим доступа: http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf [дата обращения: 05.05.2018]

15. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху [Электронный ресурс] / Н.Л. Соколова // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 3. – С. 6–10. – Режим доступа: https://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2012/IJCR_03%288%29_2012.pdf. – [Дата обращения: 05.05.2018].

16. Прокудин, Д.Е. «Цифровая культура» vs «Аналоговая культура» [Текст] / Д.Е. Прокудин, Е.Г. Соколов // Вестник СПбГУ. – Сер. 17. – 2013. – Вып. 4. – С. 83–91.

17. Рулиене, Л.Н. Цифровая грамотность и гуманитарная культура педагога в инновационной образовательной практике [Текст] / Л.Н. Рулиене // Открытое и дистанционное образование. – 2016. – № 4 (64). – С. 53–58.

18. Bolshakova Z.M., Gnatyshina E.V., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. (2018) Managing Pedagogical University Master Students' Empathic Training. ModernJournalofLanguageTeachingMethods (MJLTM). Vol. 8 (5), 16–28.

19. Гнатышина, Е.В. Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании [Текст] / Е.В. Гнатышина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № 4. – С. 71–77.

20. Гнатышина, Е.В. Теоретические аспекты формирования информационной культуры педагога профессионального обучения [Текст]: монография / Е.В. Гнатышина. – Челябинск: ЧГПУ. – 2007. – 170 с.