Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.12
УДК: 378.147
ББК: 74.480.215
И.А. Леонтьева ORCID
старший преподаватель кафедры биологии и химии, Казанский Федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ф.Г. Ребрина ORCID
старший преподаватель кафедры биологии и химии, Казанский Федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы
Аннотация

Введение. За последнее десятилетие в системе вузовского образования наиболее актуальной и широко востребованной формой обучения студентов становится дистанционная форма с использованием электронных учебных курсов (ЭУК). В России, как и в других странах мира, дистанционное электронное обучение завоевало огромную популярность и стало широко использоваться наряду с традиционными формами обучения.

Материалы и методы. В исследовании использован SWOT-анализ внедрения дистанционных ЭУК в систему подготовки студентов вузов к педагогической деятельности. Анализ направлен на выявление сильных и слабых сторон образования с применением ЭУК, а также внешних возможностей и угроз для реализации данного подхода.

Результаты. Дистанционное обучение реализуется через образовательные интернет-порталы, созданные на базе образовательных учреждений, и осуществляется с использованием современных телекоммуникационных технологий (on-line и off-line) без непосредственного контакта между преподавателем и студентами.

Обсуждение. Как повысить с помощью дистанционного обучения качество образовательного процесса? Какие условия необходимы для реализации такого обучения? Ответ на эти вопросы был получен исходя из анализа научных публикаций и исследований отечественных и зарубежных ученых, а также на основе обобщения опыта работы с дистанционными ЭУК, организованными на базе естественно-математического факультета Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ).

Заключение. SWOT-анализ дистанционного электронного обучения позволил выявить преимущества смешанного обучения против традиционного (лицом к лицу) или только электронного, осуществляемого в режиме оффлайн и онлайн.

Ключевые слова

дистанционное электронное обучение, MOODLE, SWOT-анализ, высшая школа, электронный учебный курс, корреляция

Основные положения
  • рассмотрены современные популярные системы дистанционного обучения;
  • проведен SWOT-анализ дистанционного обучения с использованием ЭУК;
  • определены сильные и слабые стороны дистанционного обучения;
  • рассмотрены основные риски использования дистанционного обучения в вузе.
Цитировать публикацию

Леонтьева, И.А.  Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы [Текст] / И.А. Леонтьева, Ф.Г. Ребрина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 114-124. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.12.

Библиографический список

1. Bonk C., Graham C. (2005) Handbook of blended Learning: Global Perspectives, Local Designs.San Francisco, Pfeiffer Publishing.

2. Суханова, Н.Т. Электронное обучение в вузе: оценка качества электронных курсов [Текст] / Н.Т. Суханова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-6. – С. 302–309.

3. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. (2016) Electronic learning courses as a means to activate students’ independent work in studying physics. International Journal of Environmental & Science Education. 11(8). 1743–1751.DOI: 10.12973/ijese.2016.551a

4. Burns M. (2013) Distance Education for Teacher Training: Modes, Models and Methods. Available from: http://idd.edc.org/sites/idd.edc.org/files/DE%20Book-final.pdf (Accessed 12 April 2018).

5. King E., Boyatt R. (2015) Exploring factors that influence adoption of e-learning within higher education. British Journal of Educational Technology. 46 (6), 1272–1280. Available from: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/bjet.12195 (Accessed 23 April 2018).

6. Машин, В.Н. Дистанционное обучение как один из факторов реализации компетентностного подхода [Текст] / В.Н. Машин // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т. 9. – № 5-2. – С. 69–71.

7. Бахарев, М.С. Степень готовности преподавателя к реализации дистанционного обучения [Текст] / М.С. Бахарев, С.Н. Нагаева // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. – С. 22–24.

8. Шабанов, А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития [Текст]: монография / А.Г. Шабанов. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 284 с.

9. Белько, Е.С. Использование электронных обучающих курсов при организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Е.С. Белько, Т.В. Зыкова, Е.В. Кузнецова [и др.] // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 1. – С. 107–112.

10. Тайзетдинова, А.Г. Анализ автоматизированных систем дистанционного обучения [Текст] / А.Г. Тайзетдинова // Инновационное развитие профессионального образования. – 2016. – № 2(10). – С. 32–38.

11. Медведев, Д.А. Система дистанционного обучения WebTutor [Текст] / Д.А. Медведев, Л.С. Мангушева // Анализ и современные информационные технологии в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – С. 504–506.

12. Фенске, А.В. Системы дистанционного обучения [Электронный ресурс] / А.В. Фенске, Д.О. Фенске // Молодежный научно-технический вестник. – 2012. – № 12. – С. 1–11. – Режим доступа: http://ainsnt.ru/doc/522011.html. – [Дата обращения: 08.02.2018].

13. Leontyeva I.A., Rebrina F.G. (2017) From the Experience in Creating an Effective Model of Blended Learning. Revista ESPACIOS. 38 (62). Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n62/17386217.html (Accessed 23 April 2018).

14. Cole J., Foster H. (2008) Using Moodle. Teaching with the Popular Open Source Course Management System. Sevastopol, O’Reilly Media.

15. Khadiullina R.R., Galyautdinov M.I. (2014) Conceptual foundations of distance learning in the institutes of higher physical education. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. (4), 57–60. – (In Russian).

16. Abrami P.C., Bernard R.M., Bures E.M., Borokhovski E., Tamim R.M. (2012) Interaction of distance education and online learning: Using evidence and theory to improve practice. The Next Generation of Distance Education: Unconstrained Learning, 9781461417859, 49–69.

17. West E.R. (2011) Insights from research on distance education learners, learning, and learner support. American Journal of Distance Education. 25 (3), 135–148.

18. Nedhal Al S., Intisar Al S. (2011) Multimedia Distance E-Learning System. Available from: https://www.researchgate.net/publication/235962786_Multimedia_Distance_E-Learning_System_for_Higher_Education_Students (Accessed 23 April 2018). DOI: 10.1007/978-3-642-22389-1_32

19. Maheridou M., Antoniou P., Kourtessis T., Avgerinos A. (2011) Blogs in distance education: An analysis of physical educators’ perceptions of learning. Turkish Online Journal of Distance Education. 12 (1), 95–107.

20. Altunay D. (2013) Language learning activities of distance EFL learners in the Turkish open education system as the indicator of their learner autonomy. Turkish Online Journal of Distance Education, 14 (4), 296–307.