Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.09
УДК: 37.032
ББК: 74.00
С.Д. Кириенко ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.С. Микерина ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Применение информационных и коммуникационных технологий в практике дошкольных образовательных организаций
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме применения информационных и коммуникационных технологий в практике детских садов. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективного управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме применения информационных и коммуникационных технологий, управления информационным образовательным пространством, организации информационной образовательной среды в ДОО, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. К теоретическим результатам можно отнести определение организационно-педагогических условий управления информационной образовательной среды в ДОО. Практическим результатом является разработка и реализация проекта «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО». Для конкретизации и уточнения деятельности в рамках реализации проекта авторами был составлен план мероприятий.

Обсуждение. Подчеркивается, что реализация представленного проекта «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО» способствует повышению ИКТ-компетенции участников образовательного процесса; эффективности процесса управления ДОО через формирование информационной инфраструктуры управления ДОО; эффективности качества образовательного процесса в ДОО.

Заключение. Делается вывод о том, что создание необходимых организационно-педагогических условий способствует эффективному управлению использования образовательных ресурсов ИОС ДОО.

Ключевые слова

информатизация, информационно-коммуникационная образовательная среда;ИКТ компетентность, информационная инфраструктура управления ДОО, информационные ресурсы, единое информационное пространство, информационные технологии, коммуникационные технологии

Основные положения
  • определены организационно-педагогические условия управления информационной образовательной среды в ДОО;
  • разработан проект «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО»;
  • доказана результативность разработанного проекта управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации.
Цитировать публикацию

Кириенко , С.Д.   Применение информационных и коммуникационных технологий в практике дошкольных образовательных организаций [Текст] / С.Д. Кириенко , А.С. Микерина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 80-89. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.09.

Библиографический список

1. Андреев, А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах [Текст] / А.А. Андреев // Инновации в образовании. – 2004. – № 6. – С. 98–101.

2. Брановский, Ю. Работа в инновационной среде [Текст] / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 193–200.

3. Уваров, А. Информатизация образования как инновационный процесс [Текст] / А. Уваров, Г. Водопьянов // Народное образование. – 2007. – № 9. – С. 139–145.

4. Кириенко, С.Д. Использование образовательных технологий в практике работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / С.Д. Кириенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – С. 226–232.

5. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат [Текст] / В.А. Красильникова // Информатика и образования. – 2003. – № 4. – С. 21–27.

6. Информационная образовательная среда университета: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 92 с.

7. Малиатаки, В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект [Текст] / В.В. Малиатаки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 82-2. – С. 103–108.

8. Назаров, С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза [Текст] / С.А. Назаров // Научная мысль Кавказа. – 2006. – Спецвыпуск № 2. – С. 69–71.

9. Батенова, Ю.В. Психология применения информационных технологий в образовании [Текст] / Ю.В. Батенова // Мир образования– образование в мире. – 2007. – № 1. – С. 186–194.

10. Батенова, Ю.В. Информационное пространство: междисциплинарный ракурс [Текст] / Ю.В. Батенова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. – № 4. – С. 7–19.

11. Батенова, Ю.В. Готовность педагогов к использованию информационно- коммуникационных технологий для развития дошкольников [Текст] /
Ю.В. Батенова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2017. – № 2 (46). – С. 42–49.

12. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации [Текст] / И.В. Роберт // Информатика и образование. – 2008. – № 5. – С. 3–15.

13. Batenova Yu.V., Dolgova V.I., Emel’yanova I.E., Volchegorskaya E.Yu., Shayakhmetova V.K. (2017) Preschool child development in the organized information space. Espacios. Vol. 38 (56), 5. Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385605.html (Accessed 15th May 2018). (In Russian).

14. Emel’yanova I.E., Dolgova V.I., Pikuleva L.K., Kirienko S.D., Emel’yanova L.A. (2017) The problems of functioning of the basic department of humanitarian pedagogical university. Man in India. Vol. 97 (22), 147–155. Available from: http://serialsjournals.com/serialjournalmanager/pdf/1512368477.pdf (Accessed 15th May 2018). (In Russian).

15. Информационные технологии в управлении образованием. Часть I [Текст]: пособие для системы доп. проф. образования / под ред. С.М. Авдеевой, М.Ю. Барышниковой, А.А. Елизарова. – М.: НФПК,2006. – 168 с.

16. Информационные технологии в управлении образованием. Часть II [Текст]: пособие для системы доп. проф. Образования / под ред. С.М. Авдеевой, М.Ю. Барышниковой, А.А. Елизарова. – М.: НФПК, 2006. – 208 с.

17. Бухарова, Г.Д. Методологические подходы к использованию ИКТ в формировании информационных компетентности и компетенций [Текст] / Г.Д Бухарова, Д.А. Стариков // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. – 2008. – № 3 (11). – С. 18–23.

18. Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность [Текст] / Е. Доманский // Народное образование. – 2008. – №2. – С. 261–267.

19. Кузбецкий, А. Информационно-коммуникативные технологии в управлении образованием [Текст] / А. Кузбецкий, Т. Смыковская // Народное образование. – 2008. – №1. – С. 105–112.

20. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст]: учебное пособие для системы доп. проф. образования / Н.Н. Курова. – М.: Федерация Интернет Образования, 2002. – 64 с.