Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.14
УДК: 42(07)
ББК: 74.268.13
Н.В. Протасова ORCID
доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания, Мичуринский государственный аграрный университет (г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Развитие познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля в процессе текстовой деятельности в овладении английским языком
Аннотация

Введение. В условиях динамичного распространения современных технологий, расширения спектра информационных ресурсов чтение является важнейшим источником информации, средством интеллектуального и культурного развития человека. Чтение на иностранном языке также является формой межкультурного общения в различных сферах – социальной, профессиональной, академической, личной.

Материалы и методы. В настоящей статье рассматривается возможность использования элементов метода синектики в процессе текстовой деятельности на традиционных уроках английского языка и в рамках элективных курсов в школе. Синектика в переводе с греческого означает соединение разнородных элементов. Уникальность метода синектики заключается в том, что он может использоваться в разных областях знания. Достоинством синектики является переосмысление изученного, расширение понятий, стратегическое планирование, развитие познавательного интереса.

Цель данной статьи – показать особенности использования элементов данного метода в методике преподавания иностранных языков, в частности, в процессе текстовой деятельности. Особое внимание обращается на отбор текстового материала на уроках иностранного языка. Основным источником интереса обучающихся к самой учебной деятельности является ее содержание. В связи с чем, к подбору текстов для обучающихся следует подходить избирательно, с учетом их познавательных интересов.

Результаты. Результаты исследования доказали возможность использования элементов синектики на занятиях по английскому языку в процессе текстовой деятельности на уроках английского языка в школе. Результативность достигается упорядочиванием разнородных знаний. При этом обучающиеся старших классов негуманитарного профиля постоянно пополняют знания профильной направленности новейшей информацией, повышается значимость самостоятельной работы, развивается ассоциативное мышление.

Обсуждение. Результаты исследования подтверждаются приобретенными обучающимися знаниями по предметам естественно-математического цикла средствами иностранного языка. Использование элементов метода синектики в процессе текстовой деятельности можно рассматривать как одну из активных форм работы на занятиях английского языка, способствующих развитию познавательного интереса школьников.

Заключение. Полагаем, что внедрение в учебный процесс элементов синектики в процессе текстовой деятельности на уроках английского языка будет стимулировать мотивирующую, творческую деятельность обучающихся старших классов негуманитарного профиля, их стремление получать новые знания самостоятельно. 

Ключевые слова

синектика, текстовая деятельность, разнопредметные знания, познавательный интерес, ассоциативное мышление

Основные положения
  • проанализированы возможности использования элементов метода синектики в методике обучения иностранным языкам, в частности в процессе текстовой деятельности;
  • определена специфика обучения текстовой деятельности на уроках английского языка с элементами синектического метода;
  • выделены основные моменты использования элементов метода синектики в процессе текстовой деятельности.
Цитировать публикацию

Протасова, Н.В.  Развитие познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля в процессе текстовой деятельности в овладении английским языком [Текст] / Н.В. Протасова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 134-144. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.14.

Библиографический список

 1. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков [Текст]: учеб. пособие для филол. фак. вузов / М.В. Ляховицкий. – М.: Высш. школа,1981. – 159 с.

2. Гальскова, Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – М.: КНОРУС, 2018. – 390 с.

3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языка: базовый курс лекций [Текст]: пособие для педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

 4. Цепкова, А.В. Принцип описания методического потенциала художественного текста на иностранном языке [Электронный ресурс] / А.В. Цепкова // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 52–71. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2511 [Дата обращения: 23.05.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1704.04

5. Фоломкина, С.К Текст в обучении иностранным языкам [Текст] / С.К. Фоломкина // Иностранные языки в школе. – 1985. – № 3. – С. 18–22.

6. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 128 с.

7. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты [Текст] / Н.Д. Зарубина. – М.: Русский язык, 1981. – 457 с.

8. Алексеева, Л.Е. Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Курс лекций [Текст]: методическое пособие / Л.Е. Алексеева. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. – 136 с.

9. Воробьев, В.В. Общее и специфическое в лингвострановедении и лингвокультуроведении [Текст] / В.В. Воробьев // Слово и текст в диалоге культур. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2008. – С. 83–92.

10. Вейзе, А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста [Текст]: учебное пособие / А.А. Вейзе. – М.: Высшая школа, 1985. – 124 с.

11. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста [Текст] / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – М.: Академический проект, 2004. – 396 с.

12. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика [Текст]: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – 4 -е изд. – М.: Филоматис: Омега Л, 2010. – 480 с.

13. Фоломкина, С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе [Текст]: учеб.-метод. пособие / С.К. Фоломкина; науч. ред. д.п.н., проф. Н.И. Гез. – Изд. 2-е, испр. – М.: Высш. шк., 2005. – 253 с.

14. Палешева, Е.А. Аутентичные тексты как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках иностранного языка в старших классах средней школы [Электронный ресурс] / Е.А. Палешева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 1 квартал 2011. – С. 21–25. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2011/11105.htm. [Дата обращения: 23.05.2018].

15. Ермакова, Е.Е. Философия [Текст]: учеб. для техн. вузов / Е.Е. Ермакова. – М.: Выс. шк., 2002. – 272 с.

16. Куклина, С.С. Дискурс и текст как продукты письменной речевой деятельности [Текст] / С.С. Куклина, Р.А. Черемисинова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – Т. 2. – С. 351–354.

17. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 191. – 222 с.

18. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам [Текст] / Б.В. Беляев. – М.: Просвещение, 1965. – 227 с.

19. Мильруд, Р.П. Учение как познавательная деятельность в образовательном курсе иностранного языка [Текст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 1. – С. 10–16.

20. Кудрявцев, А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике) [Текст] / А.В. Кудрявцев. – М.: Речной транспорт, 1999. – 110 с.