Вестник
Челябинского государственного педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 1997–9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0.217

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 3 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.23
УДК: 151.7
ББК: 88.834.021
Ю.А. Рокицкая ORCID
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Факторная структура копинг-поведения подростков
Аннотация

Введение. В подростковом возрасте копинг-поведение находится в фазе активного формирования и выступает важным предиктором психологического благополучия, здоровья и успешности деятельности. Совладающее поведение направлено на повышение адаптации подростков к среде и определяется через совокупность копинг-стратегий. Различные аспекты исследуемого феномена остаются дискуссионными и слабо структурированными (дефиниции, классификация, детерминация, функционирование, эффективность). Цель статьи – теоретически обосновать, выявить и проанализировать результаты факторного анализа копинг-поведения подростков.

Материалы и методы. В ходе исследования были использованы теоретические, эмпирические методы и методы математико-статистического анализа – факторный анализ (Factor Analysis) методом главных компонент с вращением Varymax (нормализация по Кайзеру).

Результаты. Факторный анализ переменных позволил отобрать 7 основных факторов после варимакс-вращения, объясняющих 71,87 % общей дисперсии. Каждый компонент (фактор), сепарированный в результате математико-статистической процедуры факторизации, представляет собой интеграцию переменных – копинг-стратегий, имеющих значимые нагрузки. Была построена факторная структура копинг-поведения подростков, отражающая иерархическую модель их совладающего поведения.

Обсуждение. Анализируется факторная структура копинг-поведения подростков. К категории доминирующих у подростков относятся адаптивные копинг-стили, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации, посредством комбинации поведенческих, когнитивных и социальных копинг-стратегий.

Заключение. Исследование показало доминирование в структуре копинг поведения современных подростков адаптивных копинг-стилей ориентированных на решение проблем. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов социальными педагогами и психологами сферы образования с целью адекватного прогноза поведения подростков в стрессовой ситуации, планирования и реализации деятельности, направленной на контроль, профилактику и коррекцию девиантного (делинкветного, аддиктивного) поведения. 

Ключевые слова

совладание, копинг-поведение, копинг-стратегии, подростковый возраст, факторный анализ

Основные положения
  • проанализированы отечественные и зарубежные подходы к определению феноменологии копинг-поведения;
  • представлен обзор классификаций копинг-стратегий и их характеристика;
  • на основании факторизации психодиагностических данных сформировано эмпирически обоснованное представление о структуре копинг-поведения подростков.
Цитировать публикацию

Рокицкая, Ю.А.  Факторная структура копинг-поведения подростков [Текст] / Ю.А. Рокицкая, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  3. — С. 220-233. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.23.

Библиографический список
  1. Морозова, Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте [Текст] / Т.Ю. Морозова // Системная психология и социология: Всероссийское периоди-ческое издание научно-практический журнал. – 2014. – № 1 (9). – С. 45–52.
  2. Корытова, Г.С. Факторная структура копинг-поведения матерей, воспитывающих детей раннего возраста с нормативным уровнем психосоциального развития[Текст] / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 65. – С. 22–39. DOI:10.17223/17267080/65/2
  3. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст]/ С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20–30.
  4. Крюкова, Т.Л. Психология совладания в разные периоды жизни[Текст]: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, Костромаиздат, 2010. – 380 с.
  5. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом [Текст]: учеб. пособие / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань: Казанская Государст-венная Медицинская Академия, 2003. – 98 с.
  6. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: пси-хометрические характеристики и возможности применения методики cope [Текст] / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – Т. 10. – №1. – С. 82–118.
  7. Амирхан, Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий [Текст] / Д. Амирхан. – М.: Медицина, 1990. – 98 с.
  8. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, пре-образование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологи-ческие основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ Логос, 2007. – С. 143–154.
  9. Billings A.G., Moos R.H. (1984) Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression. J. Pers and Soc. Psychol. Vol. 46, 877–891. DOI: 10.1037//0022-3514.46.4.877
  10. Tremolada M., Bonichini S., Taverna L. (2016) Coping Strategies and Perceived Sup-port in Adolescents and Young Adults: the Predictive Model of Self-Reported Cognitive and Mood. PSYCH Publ., Vol.7 (14), 1858–1871. DOI: 10.4236/psych.2016.714171
  11. Vaillant G. (2000) Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology. American Psychologist. Vol. 55 (1), 89–98. DOI: 10.1037//0003-066X.55.1.89
  12. Clark K., and C. Bormann, Cropanzano, R., James K. (1995) Validation evidence for three coping measures. Journal of Personality Assessment. 65, 434–455. DOI: 10.1207/s15327752jpa6503_5
  13. Folkman S. (1984) Personal control and stress and coping processes: A theoretical analy-sis. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 46, 839–852. DOI: 10.1037/0022-3514.46.4.839
  14. Lasarus R., Folkman S. (1984) Stress, appraisal and copying. New York: Springer Pub-lishing Company, 1984. 445 р.
  15. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни [Текст]: монография / Е.Р. Исаева. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
  16. Frydenberg E. (2004) Coping competencies. Theory into Practice. Vol. 43 (1), 14–22. DOI: 10.1207/s15430421tip4301_3
  17. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита [Текст] / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – СПб.: Смысл; Питер, 2005. – 175 с.
  18. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
  19. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе [Текст] / Н.В. Останина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 127–132.
  20. Александрова, Л.А. Копинг-стратегии как проявление саморегуляции [Текст] / Л.А. Александрова, Д.А. Леонтьев // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф., Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. – Т. 1. – С. 14–17.
  21. Журавлев, А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте [Текст]: монография / А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 512 с.
  22. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание разви-тия человека [Текст]: учебник / А.Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. – М.: Смысл; Издатель-ский центр «Академия», 2010. – 448 с.
  23. Сирота, Н.А. Профилактика и психотерапия нарушений психосоциальной адапта-ции у подростков [Текст]: монография / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: РИО МГМСУ, 2014. –72 с.
  24. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы [Текст] / Т.Л. Крюкова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5. – С. 184–188.
  25. Крюкова, Т.Л. Стили совладания с жизненными трудностями [Текст] / Т.Л. Крюкова // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст. – Гродно: ГрГУ, –2012. – С. 83–102.
  26. Бодров, В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление [Текст]/ В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ, 2012.– 528 c.
  27. Долгова, В.И. Индивидуально-психологические предикторы адаптивного поведе-ния подростков [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, А.А. Саламатов// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – №. 1. – С. 45–59. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2718. – [Дата обращения: 20.05.2018].DOI: 10.15293/2226-3365.1801.03.