Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье изучается соотношение личностных ценностей студентов и возможности их реализации в современных условиях страны как условия формирования патриотизма.
Материалы и методы. Проводится анализ научной литературы по проблеме патриотизма, анализ исследований российских учёных, посвященных изучению ценностных ориентаций и патриотизма. Используются методики «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей (СОРБЦ)» и «Методика цветовых метафор». Применяются статистические методы обработки данных: расчёт стандартного отклонения (среднеквадратичное отклонение), коэффициент ранговой корреляции rs-Спирмена.
Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о доминировании индивидуалистических ценностей над общественными, наблюдается разрыв между значимыми ценностями и их реализацией, когнитивный и аффективный компоненты оценки личностных ценностей совпадают, понятия «патриотизм» и «родной город (село)» характеризуются схожим эмоциональным отношением к ним, значимые ценности не связаны с патриотическими понятиями.
Обсуждение. Полученные результаты согласуются с ранее проведенными исследованиями по проблеме личностных и патриотических ценностных ориентаций студенческой молодежи, а также дополняют их новыми выводами. Во-первых, современные условия в стране не воспринимаются как благоприятные для реализации личностных ценностей. Во-вторых, понятие «патриотизм» рассматривается как привязанность и любовь к месту, где родился и вырос. И наконец, результаты свидетельствуют о невысоком желании респондентов влиять на ситуацию, чтобы позитивно ее изменить.
Заключение. При разработке технологий нравственно-патриотического воспитания студентов, вероятно, нужно учитывать ценностные ориентации, позиции и интересы.
патриотизм, патриотические ценности, ценностные ориентации, студенты, нравственно-патриотическое воспитание
- дан теоретический анализ подходов к пониманию патриотизма;
- изложены результаты исследования реализации ценностных ориентаций и понятий, связанных с патриотическими ценностями;
- представлены выводы и рекомендации о направлении нравственно-патриотического воспитанная молодежи.
Помуран, Н.Н. Реализация личностных ценностей студентами как условие нравственно-патриотического воспитания [Текст] / Н.Н. Помуран, Е.Н. Кириченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 3. — С. 211-220. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.22.
1. Мазур, М.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания [Текст] / М.А. Мазур, Я.А. Ванюкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. – № 4 (43). – С. 51–53.
2. Дробижева, Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России [Текст] / Л.М. Дробижева. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 376 с.
3. Дробижева, Л.М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов [Текст] / Л.М. Дробижева // Социологические исследования. – 2017. – № 1(393). – С. 26–36.
4. Журавлев, А.Л. Патриотизм как объект изучения психологической науки [Текст] / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 3. – С. 88–98.
5. Зырянов, С.Г. Место образования в системе ценностей студенческой молодёжи [Текст] / С.Г. Зырянов, Г.Г. Горелова // Социум и власть. – 2015. – № 4 (54). – С. 7–14.
6. Иваненков, С.П. Особенности ценностных ориентаций молодежи на современном этапе [Текст] / С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова // Управленческое консультирование. – 2014. – №12. – С. 90–99.
7. Кирилина, Т.Ю. Ценности как структурный элемент культуры и морали [Текст] / Т.Ю. Кирилина // Социальная политика и социология. – 2015. – Т. 14. – № 3-1. – С. 38–44. DOI: 10.17922/2071-3665-2015-14-3-1-38-44
8. Кох, И.А. Патриотизм как ценностная ориентация студенческой молодежи [Электронный ресурс] / И.А. Кох // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия: XI Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2017»: сборник материалов. – М.: МАКС Пресс, 2017. – С. 913–914. – Режим доступа: http://www.socio.msu.ru/documents/science/Sorokinskie_sbornik_2017.pdf – [Дата обращения: 08.05.2018].
9. Лимонцева, Г.В. Взаимосвязь ценности патриотизма с личностными характеристиками студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Г.В. Лимонцева // Baikal Research Journal. – 2017. – Т. 8. – № 3. – С. 27. – Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21753 [Дата обращения: 08.05.2018]. DOI 10.17150/2411-6262.2017.8(3).27
10. Мартыненко, О.О. Ценностные ориентации студенческой молодежи [Текст] / О.О. Мартыненко, О.А. Коротина // Высшее образование в России. – 2016. – № 8–9. – С. 22–29.
11. Перенджиев, А.Н. Ценностные ориентации студентов РЭУ глазами преподавателей и студентов [Электронный ресурс] / А.Н. Перенджиев, В.П. Потапов, Е.Е. Прокопенко // ГосРег: Государственное регулирование общественных отношений. – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://gosreg.amchs.ru/pedagogika-psikholog-konflikt/perendzhiev-a-n-potapov-v-p-prokopenko-e-e-cennostnye-orientacii-studentov-reu-glazami-prepodavatelej-i-studentov.html. – [Дата обращения: 08.05.2018].
12. Соколова, Н.А. Социально-экономическое положение работающей молодежи промышленных предприятий: социологический анализ [Текст] / Н.А. Соколова, Е.Г. Черникова // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2016. – № 3 (7). – С. 39–46.
13. Спасенников, В.В. Экономико-психологический анализ ценностных предпочтений и инновационных установок современной молодежи [Электронный ресурс] / В.В. Спасенников, М.С. Грищенко, А.П. Ковалева // Universum: психология и образование. – 2015. – № 3-4 (14). – С. 5. – Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2057. – [Дата обращения: 08.05.2018].
14. Толмачева, С.В. Влияние рекламы на молодежную аудиторию [Текст] / С.В. Толмачева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 9 (364). – С. 56–59.
15. Шурухина, Г.А. Взаимосвязь патриотизма и ценностных ориентаций старшеклассников с разной направленностью в обучении [Текст] / Г.А. Шурухина, М.В. Нухова, Э.Ш. Шаяхметова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51. – С. 434–442.
16. Карнышев, А.Д. Этнопсихологические проблемы взаимосвязи патриотизма и межнационального согласия в поликультурном обществе [Текст] / А.Д. Карнышев // Известия байкальского государственного университета. – 2016. – Т. 26. – № 3. – С. 509–517.
17. Карнышев, А.Д. К вопросу о динамике в понимании и анализе патриотизма в российской социально-психологической и педагогической мысли [Текст] / А.Д. Карнышев // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». – 2018. – Т. 23. – С. 28–40.
18. Соломин, И.Л. Экспресс-диагностика персонала [Текст] / И.Л. Соломин. – СПб.: Речь, 2008. – 280 с.
19. Сорокоумова, Е.А. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры [Текст] / Е.А. Сорокоумова, Д.С. Фадеев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17. – № 1-1. – С. 106–109.
20. Богомаз, С.А. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде [Текст] / С.А. Богомаз, В.В. Мацута // Сибирский психологический журнал. – 2012. – № 46. – С. 67–75.